Почему "28 панфиловцев" – это главное разочарование года в кино

Артем Бордовский, AFISHA.TUT.BY

Кадр из фильма
С 24 ноября в широкий прокат кинотеатров Минска выходит военный фильм «28 панфиловцев». Проект привлек к себе внимание, после того как создатели на производство картины собрали более трех миллионов российских рублей на одной из краудфандинговых платформ.

После значительными суммами помогло государство и спонсоры. AFISHA.TUT.BY посмотрела военную ленту и увидела в ней сплошное разочарование.


Условное кино

Фильм «28 панфиловцев» фильмом можно назвать лишь условно. Поскольку он пренебрегает основными законами зрительского кино. Здесь нет конфликта, нет главного и отрицательного героев. В картине не появляется ни один женский персонаж. Что уж говорить о наличии любовной линии в повествовании. Выпущенный фильм больше похож на чрезмерно растянутый эпизод, куда входит подготовка к бою и, собственно, бой в два захода. Все! Больше ничего в этом так называемом фильме нет. Стоит ли говорить, как это утомительно и скучно.


Майкл Бэй не одобряет

В современном кино драматическое действие и логика повествования зачастую приносится в жертву экшну, масштабным съемкам, красивым планам. Возможно, «28 панфиловцев» — это классный блокбастер? Ответ отрицательный. Батальные сцены сняты довольно примитивно. И дело не в том, что военный проект не имел бюджет, как у каких-нибудь «Трансформеров», а в том, что авторы не умеют снимать блокбастеры. При отсутствии средств на помощь всегда приходит фантазия, монтаж как творческий прием… Не верите? Спросите Джеймса Кэмерона, ведь он умудрился снять захватывающих «Чужих» только с шестью костюмами знаменитых пришельцев!


Авторское высказывание не получилось

Если перед зрителем разворачивается и не блокбастер, может, это авторское кино? Создатели в интервью отмечали, что фильм «28 панфиловцев» важен как память о подвиге, о храбрых защитниках, которые обороняли Москву. Восхвалять Советский Союз как страну-спасительницу можно, но этим должны заниматься агитаторы идеологических отделов, а не люди искусства. Высшая цель Художника, пожалуй, в том, чтобы отобразить истину. А она заключается также в том, что Советы не только храбро оборонялись, но и, например, в советско-финской войне были агрессорами и стремились жителей Суоми выгнать с их территории.


Патриотизм в XXI веке — это глупо

Тогда, возможно, режиссеры хотели поведать о патриотизме именно простых граждан? Во-первых, у них это абсолютно не получилось драматически. Для духоподъемного кино «28 панфиловцев» очень сдержаны, фильму не хватает героя-нефтяника в исполнении Брюса Уиллиса, который летит на метеорит и спасает Штаты и планету от гибели. «Армагеддон» Майкла Бэя — вот это пример, как надо снимать патриотические фильмы. Хотя в целом говорить сегодня о патриотизме довольно нелепо. Это дешевая уловка пропагандистов, которые бедность и убогость страны пытаются скрыть высокими словами о любви к родине. Сегодня общество любит не родину, а комфорт, поэтому в нынешнее время, как никогда, уместны слова таксиста из фильма «Брат 2»: «Родина там, где одно место в тепле».

Почему "28 панфиловцев" – это главное разочарование года в кино


Дискредитация краудфандинга

Краудфандинг для творческих проектов — настоящая находка. Когда автору трудно профинансировать съемки фильма или выпуск музыкального альбома самостоятельно, деньги собираются всем миром. Добровольно: понравилась идея — помогаешь рублем. К сожалению, проекты наподобие «28 панфиловцев» могут дискредитировать краудфандинг: если аудитория на выходе получает не тот фильм, на который сбрасывалась, не тот, который приблизительно ожидала увидеть, в следующий раз деньги перечислять никто не будет. Обидно, поскольку для настоящего искусства краудфандинг полезен, оно нуждается в подаяниях. Творческие люди, которые приходят на краудфандинговую платформу, не стремятся заработать, они хотят нести высокие идеи в массы. С каждым провальным с точки зрения идеи проектом общество перестанет верить краудфандингу. В этом заключается его главный минус: здесь нет редакторов, которые бы отбирали действительно качественные вещи, отделяли художников от эпигонов и графоманов. Последних, судя по «28 панфиловцам», хватает.

Новости по теме

Новости других СМИ