В столичный прокат выходит единственная картина, снятая "Беларусьфильмом" в 2016 году

Анна Ефременко / AFISHA.TUT.BY

Фото с сайта onliner.by
23 февраля, аккурат ко Дню защитников Отечества, в столичном прокате стартует фильм «Следы на воде». Главная и — так уже вышло — единственная игровая картина «Беларусьфильма» посвящена столетию белорусской милиции. AFISHA.TUT.BY первой посмотрела фильм и поинтересовалась, сколько денег налогоплательщиков ушло на производство.


«Вопрос про бюджет фильма — некорректный»

В зале кинотеатра «Беларусь» собрался весь свет белорусской культуры. Своим присутствием предпремьеру почтили и первый замминистра культуры Ирина Дрига, и директор «Беларусьфильма» Игорь Поршнев, и новый глава «Киновидеопроката» Юрий Чечукевич. Если национальная киностудия и дальше будет так активна, поводов собраться вместе у них не представится еще долго.

В столичный прокат выходит единственная картина, снятая "Беларусьфильмом" в 2016 году

Напомним, что «Следы на воде» наряду с двумя другими проектами в 2015 году выиграл открытый республиканский конкурс на производство национальных фильмов. А это значит, что 70% финансирования картины обязалось взять на себя Министерство культуры. При этом по условиям конкурса из госбюджета планировалось направить на создание фильма до 14 миллиардов рублей (согласно курсу доллара на 15 июля 2015 года это 913 тысяч долларов). Впрочем, цифры — последнее, что хотели обсуждать участники пресс-конференции после просмотра.

В столичный прокат выходит единственная картина, снятая "Беларусьфильмом" в 2016 году

Фото: Александр Васюкович

— Игорь Валентинович, какой бюджет фильма?

— Самый скромный для такой картины.

— И все-таки какой?

— Это некорректный вопрос для кино. Меньше миллиона.

Непонятным остается другое: почему снимать кино за счет белорусских налогоплательщиков — корректно, а спрашивать, во сколько это госбюджету обошлось — нет. И еще одно: почему кинематограф как бизнес все еще не родная категория для директора «Беларусьфильма» — вопрос открытый.

Возможно, его еще предстоит обсудить на более высоком уровне после заявления министра культуры Бориса Светлова, который сетовал на то, что причина нынешних проблем национальной киностудии — в потребительской позиции, в надеждах на государственную поддержку.

В столичный прокат выходит единственная картина, снятая "Беларусьфильмом" в 2016 году

Если посчитать, из республиканского бюджета на поддержку фильмопроизводства в 2016 году выделено 6,2 миллиона рублей (более 3 миллионов долларов в эквиваленте). Из этой суммы 4,3 миллиона рублей получила киностудия. Почти половина ушла на производство «Следов на воде», второй проект киностудии — также победитель конкурса, фильм «Держись за облака» — планируется завершить не раньше августа 2017 года. С такой куцей мощностью надежды остаются на привлечение частного финансирования и коммерческий успех фильмов в прокате. Это оговаривается и в условиях конкурса национальных фильмов, мол, заявитель должен предоставить план коммерческой реализации картины с момента ее создания (с указанием всех форм его распространения и обоснованием коммерческой эффективности проекта). Впрочем, на вопрос, какие планы у авторов фильма на него, Поршнев также отвечает уклончиво:

— Судьба картины только начинается. Вот сегодня у нас в гостях будет американский продюсер и дистрибьютор, хочу ему показать картину.

В столичный прокат выходит единственная картина, снятая "Беларусьфильмом" в 2016 году


Батальные сцены и возрастной ценз «12+»

Но вернемся к фильму. В основу сюжета «Следов на воде» лег роман профессора, доктора исторических наук, полковника милиции в отставке Николая Ильинского «В чрезвычайной ситуации — уничтожить». По форме мы имеем дело с художественной реконструкцией реальных событий, рассказывающих о борьбе белорусской милиции с бандитизмом в первые послевоенные годы. Кадры исторической хроники и финальные титры о том, сколько сотрудников Вооруженных сил погибло в первые десять послевоенных лет (ни разу не спойлер — 240) настраивают на то, что документальное в фильме возьмет верх над художественным. А вот теперь спойлер — так и вышло.

С режиссером в проекте определились не сразу. Сперва обсуждали кандидатуру Андрея Голубева, потом даже замахнулись на Кончаловского, но не сложилось. Уже позже режиссером в проект пригласили Александра Анисимова (не дирижера) — автора преимущественно документалистики. И не прогадали: помимо документальной хроники на титрах в фильме целая команда отвечала за историческую достоверность. В ней не занимать. Пожалуй, в ней одной.

В столичный прокат выходит единственная картина, снятая "Беларусьфильмом" в 2016 году

В который раз именуемая в кулуарах «партизанфильмом» киностудия ударной волной отбрасывает нас на 50 лет назад во времена военных или послевоенных лет. И все бы ничего — исторические фильмы могут хорошо разнообразить производство. Но для этого должно быть что-то кроме них. Мы же имеем из чуть более 60 работ, снятых киностудией в нулевых, больше половины — посвященных военной или послевоенной теме. И пока независимые кинематографисты с разным успехом снимают комедии и фантастику, национальная студия продолжает переодеваться в дедушкин мундир.

Можно возразить, мол, и «В тумане» Лозницы, снятый в копродукции с «Беларусьфильмом», — про войну, а мы им гордимся. Да только при ближайшем рассмотрении «В тумане» оказывается глубоко экзистенциальной драмой о психологическом поединке героя, о моральном выборе, об индивидуальном понимании правды, о репутации. Драмой, которая ставит неудобные вопросы. Историей, где война — катализатор, фон, декорация, но никак не основное действие.

В столичный прокат выходит единственная картина, снятая "Беларусьфильмом" в 2016 году

В случае со «Следами на воде» на первый план то и дело выходят батальные сцены, а мир предстает сугубо в черно-белом варианте. В результате зритель остается наедине с уравнением с искаженными переменными. Любой белорусский милиционер тех лет — герой. Если белорусский милиционер не герой, он, скорее всего, поляк.

Эта стерильность в картине не только метафорическая. Боевые товарищи бегут на поле сражений в наглаженной и чистой форме. Возвращаются оттуда, впрочем, тоже. Первые предположения о том, кто здесь «крыса», появляются минут через 20. Надо ли говорить, что в финале они подтвердятся? Зрители постарше вспомнят «Место встречи изменить нельзя» Говорухина, помладше — «Отступников» Скорсезе. Вспомнят ли они после просмотра «Следы на воде» — покажет время.

Оно же покажет и конкурентоспособность белорусского кино в борьбе за белорусского же зрителя. Только все еще неясно, чем авторы собирались привлекать массовую аудиторию, которая по части зрелищности в кино видела всякое — от космических кораблей и до битвы трансформеров. По части смысловых кульбитов публика также натренирована: количество авторского кино в столичном прокате возрастает год от года и достигает своего пика во время проведения фестивалей всех мастей — от минского международного до экологического кино.

— На какую публику вы рассчитываете? — спрашивают режиссера после просмотра.

— Это, конечно, люди взрослые, которые хоть немного застали тот период или знают о нем. Отсюда должен возникнуть интерес.

Обеспечит ли аудитория постарше коммерческий успех фильму и, таким образом, возврат денег в государственную казну, узнаем уже совсем скоро. А пока ищем в столичных кинотеатрах премьерные сеансы. Их, к слову, пока всего два — дневной и вечерний в кинотеатре «Мир».

Новости по теме

Новости других СМИ