Россиянин собрал уникальную коллекцию картин художников-эмигрантов из Беларуси - фото

Кастусь Лашкевич, TUT.BY

Известный российский коллекционер собрал уникальную коллекцию работ художников - выходцев из Беларуси. Они давно прославились на Западе и лишь совсем недавно стали известны на родине.

Да и то не все и не всем. Россиянин на безвозмездной основе предложил белорусам свою коллекцию для организации исторической выставки. Однако воспользоваться предложением Национальный художественный музей (НХМ) Беларуси не захотел. Корреспондент TUT.BY разбирался, почему.

Белорусский интерес российского галериста

Александр Хочинский — антиквар и коллекционер живописи, владелец крупнейшей частной галереи Москвы "Богема", что на Новом Арбате. Предметы из коллекции галереи, приобретенные за годы у наследников знаменитостей и частных лиц, выставлялись на престижнейших выставках в России и за рубежом.

Вместе с тем имя собирателя искусства не однажды упоминалось в связи со скандалами. "До недавнего времени Александр Хочинский занимал особую нишу в российской столице, которая в равной мере известна и своим богатством, и своей коррупцией. Он был антикваром и специализировался на том, что поставлял шикарную "смазку", чтобы подмазывать людей со связями в правительстве и других высокопоставленных кругах", — писала осенью 2009-го авторитетная The New York Times.

Россиянин собрал уникальную коллекцию картин художников-эмигрантов из Беларуси - фото

Александр Хочинский. Фото: The New York Times

Уникально другое. Хочинский собрал богатую коллекцию картин выходцев из Беларуси, обретших мировую славу в качестве воспитанников "Парижской школы" (L’École de Paris). Под последней подразумевается интернациональное сообщество художников, сложившееся в основном в 1910-20-е годы в парижском районе артистической богемы Монпарнас.

Поясним, по доле мировых знаменитостей на душу населения, появившихся на свет на нашей земле, Беларусь занимает одно из первых мест в планетарном рейтинге. Однако до последнего времени наследие наших великих земляков оспаривал кто угодно, только не мы сами. И вот человек, не имеющий прямого отношения к Беларуси, берется за дело с белорусских национальных позиций…

Имя одного из "учеников" "Парижской школы", прославившего на весь мир родной Витебск, давно известно каждому. Это Марк Шагал. Его младший товарищ уроженец Смиловичей Хаим Сутин стал по-настоящему известен на родине лишь в последнее десятилетие. А вот Михаил Кикоин, Осип Любич, Шрага Файбиш (Сэм) Зарфин и Пинхус (Павел) Кремень в Беларуси знакомы лишь специалистам-искусствоведам.

Дабы исправить несправедливость, Александр Хочинский на безвозмездной основе предложил Национальному художественному музею Беларуси картины Сутина, Кикоина, Любича, Зарфина и Кременя из собственной коллекции для организации первой в истории Беларуси подобной выставки. Но…

"Где его наследие, мы не знаем". — "Все у меня!"

— Александр Яковлевич, вы как-то связаны с Беларусью? — корреспондент TUT.BY нашел известного галериста в Нью-Йорке.

— Только гипотетически. Есть версия, согласно которой фамилия Хочинский происходит от одноименных лесов в Беларуси. Возможно, в одном из близлежащих к ним еврейских местечек когда-то жили мои предки.

— Вышеупомянутых художников вы называете белорусскими, а во Франции их считают французскими, в Израиле — еврейскими, а в России — русскими…

— Самого знаменитого уроженца Беларуси Марка Шагала, конечно, трудно назвать только белорусским или только французским. Однако, на мой взгляд, в первую очередь он белорусский. Он родился, вырос, впитал соль белорусской земли, которая стала основой его творчества.

Долгое время все думали, что Беларусь ничего не дала миру. Оказалось, что очень даже много. И Шагалом это "много" не ограничивается. Об этом нужно помнить! Государство, которое забывает свою историю, обречено.


— Как давно вы заинтересовались белорусской темой?

— Лет десять назад. Конечно, все начиналось не с Беларуси, а с самих художников. Когда тебе что-то нравится, начинаешь интересоваться, копать. Тогда в российских источниках ни про кого из них, кроме Сутина, практически ничего не было.

Искал в основном во Франции. Только представьте: "Парижская школа" насчитывала, может, полторы тысячи художников со всего мира! В поисках лучшей жизни, творческой свободы и желания реализовать свой талант они поселились в парижском районе Монпарнас. Одни получили образование во Франции, другие, самородки, нигде не учились. Богатые и успешные помогали бедным и неизвестным. Они делили жилье, пищу, выпивку и женщин. И среди них было немало выходцев из Беларуси.


Россиянин собрал уникальную коллекцию картин художников-эмигрантов из Беларуси - фото

Михаил Кикоин. "Сенокос" (холст, масло, 54×67,5 см).

Используя свои грандиозные связи среди западных искусствоведов, мне удалось собрать коллекцию примерно из 200 картин белорусских мастеров. И это не только Сутин, Кикоин, Любич, Зарфин и Кремень. Просто эти пятеро были в самом "центряке" Монпарнаса.

— Трудно ли было собрать эту коллекцию?

— Когда я только начинал этим интересоваться, покупал недорого — к примеру, 2 тысячи евро за картину и т.д. Сегодня все знают Хаима Сутина, а его земляка из Смиловичей Сэма Зарфина, по сути, я и открыл. Еще год назад покупал его буквально за копейки — 300-500 евро. Теперь уже ничего купить невозможно — все либо в музеях, либо в частных коллекциях, да и цены другие.

В Национальном художественном музее Беларуси нет ни одной картины земляков - воспитанников "Парижской школы". Руководство музея мне жаловалось: "Мы пытались что-то приобрести. Нашли родственников Кикоина, но у них ничего нет. Где его наследие, не знаем". На что я ответил: "Все у меня". Скажем, работ Павла Кременя — более полусотни. Кикоина, конечно, меньше, но он и подороже.


Россиянин собрал уникальную коллекцию картин художников-эмигрантов из Беларуси - фото

Пинхус Кремень. "Открытый балкон" (холст, масло, 65×81 см).

Конечно, самый дорогой в этой коллекции Сутин. Сегодня он дороже обычных вещей Шагала. "Обычными" я называю поздние работы витебчанина. Ранние (витебский период) — либо в частных коллекциях, либо в музеях. Так вот, хорошие поздние картины Шагала стоят 2,5-3,5 млн евро, а Сутина - 7, 8, 13 млн…

— Когда и на кого вы выходили с предложением организовать выставку белорусских художников "Парижской школы"?

— В 2009 году я разговаривал и с директором, и с заместителем Национального художественного музея Беларуси. Услышав про мою коллекцию, они прямо обалдели — не представляли, что такое может быть. Я им и говорю: "Выставку хотите? Будет мировая сенсация. Люди приедут из Парижа, Нью-Йорка… Почти вся коллекция — в моей галерее на Новом Арбате. Всего 700 метров от здания правительства. Приезжайте, смотрите!". Они сразу: "Да, да!". И тишина.

Была соответствующая публикация в журнале Союзного государства, после которой — мне достоверно известно — моя идея нашла поддержку у руководства Беларуси. Однако никаких действий со стороны Национального музея не последовало.


Россиянин собрал уникальную коллекцию картин художников-эмигрантов из Беларуси - фото

Шрага Файбиш Зарфин. "Большой пейзаж" (холст, масло, 54,2×81,5 см).

— Что вы готовы предложить для показа?

— Нормальная выставка — это 50 картин. Я готов безвозмездно предложить 100 полотен авторства пяти вышеназванных мастеров, а также других художников родом из Беларуси, принадлежавших "Парижской школе". Никто никогда не объединял их по белорусскому признаку. Никто никогда не выставлял их вместе. Очевидно, что это бы стало историческим событием не только для белорусского, но и для европейского искусства.

Россиянин собрал уникальную коллекцию картин художников-эмигрантов из Беларуси - фото

Национальный художественный музей Беларуси. Фото: TUT.BY

НХМ: "Решили не связываться с коллекционерами, тем более московскими"

"Как вы сказали… Хочинский? Я знаю других российских коллекционеров, а такого что-то не припомню, — ответил на вопрос корреспондента TUT.BY генеральный директор Национального художественного музея Владимир Прокопцов. — Может быть, он загнул большую страховку, потому мы и отказали… Если у него есть оригиналы Шагала, Сутина, пусть мне позвонит".

Правда, найти след переговоров между российским галеристом и руководством главного белорусского музея нам все же удалось.

"Да, был такой разговор, — припомнила в беседе с корреспондентом TUT.BY заместитель Прокопцова по научной работе Надежда Усова. — Возможно, у него и хорошая коллекция, но она частная и в любом случае нуждается в проверке. Для этого потребуется высылать в Москву эксперта. Да и что мы будем делать ему рекламу, чтобы потом подороже продать свои картины? Потому решили не связываться с коллекционерами, а тем более московскими. У нас же Национальный художественный музей!"

Однако, как оказалось, в плане музея на 2012 год все же запланирована выставка "Белорусские выходцы "Парижской школы".

"Это будет выставка прямо из Парижа, а не из частной коллекции. Семь художников: Сутин, Кикоин, Кремень и другие..." — сообщила Надежда Усова.

По словам представителя НХМ, на ее организацию потребуется год, и сегодня переговоры с французскими музейщиками и потенциальными спонсорами находятся на начальной стадии.

"Мои мечты и желания — это одно, но пока не решен финансовый вопрос, говорить о конкретике нет смысла, — отмечает представитель музея. — Транспортировка из Парижа, страховка — все это очень дорого, десятки тысяч евро. Потому, думаю, придется ограничиться парой живописных картин каждого художника и большим числом графических работ".

"Реклама больше нужна Беларуси, а не мне"

"По пару акварелей — смешно. Опять политика важнее качества, — отреагировал на заявление представителя НХМ Александр Хочинский. — Все картины из моей коллекции подтверждены французскими экспертами и каталогами, участвовали в выставках. А реклама больше нужна Беларуси, а не мне. У меня ее достаточно — и хорошей, и не очень (конкуренты клеветой не брезгуют)".

По словам коллекционера, во всем цивилизованном мире организаторы выставок (принимающая сторона) должны гарантировать возврат собственности владельцу при любых обстоятельствах. В счет этой гарантии входит и страховка.

"В зависимости от размера и характера выставки моей коллекции, общая оценка картин может составить, скажем, 5 млн евро, — объясняет Хочинский. — Если страховой случай — 0,5%, то страховой взнос навскидку — 10-15 тысяч евро. Поскольку возможности самих музеев ограничены, страховка обычно покрывается либо спонсорами, либо самими страховочными компаниями в обмен на рекламу. Это не бог весть какие деньги, и уверен, найти спонсора на такую выставку не проблема".

Кстати

В прошлом году во время традиционной Ночи музеев в стенах Национального художественного музея Беларуси состоялась презентация книги дипломата, председателя Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО в Беларуси Владимира Счастного "Художники Парижской школы из Беларуси", выпущенная издательством "Четыре четверти". Исследователь впервые объединил одной концепцией судьбы 14 выходцев из Беларуси, принадлежавших течению "Парижская школа".

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров