Между Лондоном и Минском: как работает сегодня белорусский Свободный театр

dw-world.de

На обшарпанный одноэтажный дом на окраине белорусской столицы прохожие внимания не обращают. Не верится, что именно здесь репетируют актеры преследуемого властями Свободного театра. "Вывеска нам не нужна. Информацию о спектаклях распространяем через социальные сети и по электронной почте", - рассказывает помощник режиссера Светлана Сугако.

У входа в дом сидят актеры: курят, шутят, молчат. На перерыв у них лишь несколько минут. Полным ходом идут репетиции спектакля "Письмо для Кэти Акер. Минск'11", удостоенного в августе 2011 года Гран-при Эдинбургского театрального фестиваля. В Беларуси об этом успехе знают лишь немногие. "Для нашей страны он не имеет никакого значения, но мы им гордимся", - улыбается актриса Марьяна Юревич.

Belarus is not sexy

Пьесу участники труппы написали сами под влиянием событий, произошедших в Минске 19 декабря 2010 года. "Письмом для Кэти Акер. Минск'11" они открывают новый сезон. Впервые за семь лет своего существования труппа готовится к нему в неполном составе: пять ее участников вынуждены находиться за рубежом.

На премьерных показах спектакля в зале яблоку негде упасть. "Belarus is not sexy. "Сексуальность" страны - это нефть, газ, алмазы, доступ к морю, горы. Беларусь не привлекает никого, даже ближайших соседей. У нас есть только люди, но люди - плохо продаваемый продукт", - с надрывом в голосе выкрикивает главная героиня в зал.

Спектакль "Письмо для Кэти Акер. Минск'11" режиссера Владимира Щербаня получил гран-при престижного международного театрального фестиваля в Эдинбурге этим летом

Невозвращенцы

В нынешнем году Свободный театр чуть было не закрылся. Во время акции протеста против фальсификации итогов президентских выборов, разогнанной ОМОНом 19 декабря в центре Минска, была задержана директор театра Наталья Коляда. После освобождения она вместе с супругом, режиссером и драматургом Николаем Халезиным, а также с большей частью труппы выехала за границу. "Тогда никто не знал, что будет дальше и сможем ли мы вернуться домой", - вспоминает Марьяна Юревич.

В ходе гастролей по США актеры Свободного театра начали кампанию по освобождению белорусских политзаключенных, открыто критиковали в публичных выступлениях нарушения прав человека в стране. Руководителям проекта удалось заручиться поддержкой американских политиков и всемирно известных деятелей культуры: драматурга Тома Стоппарда, рок-музыканта Мика Джаггера, киноактеров Майкла Дугласа и Джорджа Клуни.

Когда труппа прибыла в Лондон, актер Кевин Спейси предоставил белорусским коллегам площадку для репетиций в своем театре и помог в организации демонстрации в поддержку белорусских политзаключенных. С транспарантом и громкоговорителем в руках освобождения оппозиционных политиков и журналистов требовал в тот день и актер Джуд Лоу. Он также сыграл одну из ролей в спектакле Свободного театра "Поколение Jeans", который был показан в здании британского парламента.

Глядя из Лондона

Начатая на Западе кампания в защиту белорусских политзаключенных закрыла ее инициатору, Николаю Халезину, дорогу домой. Часть коллектива театра вместе с ним осталась в Великобритании. Находясь в Лондоне, Халезин организует гастроли, пишет статьи, встречается с европейскими политиками и журналистами и с помощью интернета участвует в репетициях трупы.

"Нас разделяют границы. Но интернет - волшебная штука. Мы всегда на связи, - говорит помощник режиссера Свелана Сугако. - Если они вернутся, их могут в Беларуси арестовать. Пусть лучше остаются там, так спокойнее".

Громкий успех за рубежом в последние месяцы придал актерам еще больше уверенности в себе. Им известно, что любое упоминание о Свободном театре в государственных белорусских СМИ - табу. Несмотря на зыбкость своего положения те его актеры, что живут в Минске, не боятся выражать свои взгляды и критиковать президента.

Рассказывать об острых проблемах

При этом они вовсе не считают свой театр политическим проектом. "Дело в том, что в условиях диктатуры каждый, кто затрагивает острые темы, так или иначе соприкасается с политикой", - объясняет актер Денис Тарасенко. В своих спектаклях участники коллектива, помимо прочего, рассказывают о проблемах сексуальных меньшинств, об алкоголизме, наркомании, суицидах. "По мнению официальных властей, всего этого в Беларуси нет, а тот, кто утверждает обратное, попадает в немилость", - добавляет Тарасенко.

"Да, мы сейчас фактически в подполье. Зато можем себе позволить свободно говорить со сцены о том, что волнует наше поколение. Многие актеры государственных театров нам завидуют. А самые смелые переходят к нам", - отмечает помощник режиссера Светлана Сугако.

Ее коллеги надеются, что их свободолюбием заряжается каждый, кто приходит на спектакли в полузаброшенный дом на окраине Минске. "Мы часто бываем в Европе и видим, насколько другим может быть общество. Когда-нибудь так будет и у нас", - надеется Денис Тарасенко. Калитка ворот, поскрипывая, закрывается. Актерам пора паковать чемоданы. Через несколько дней - новые зарубежные гастроли. О турне по Беларуси им остается пока только мечтать.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров