Эксперт: Подготовка к "Евровидению" будет носить авторитарный характер

dw.de

Cкандал, связанный с выбором участника, который будет представлять Беларусь на конкурсе "Евровидение-2012", продемонстрировал влияние власти на шоу-бизнес, считают музыканты и музыкальные критики.

Представлять Беларусь на международном конкурсе "Евровидение-2012", который в этом году будет проходить в Баку, 26 мая, должна певица Алена Ланская. Она стала победителем национального телевизионного музыкального проекта "Еврофест", итоги которого стали известны на минувшей неделе, 14 февраля.

Однако сразу после того, как были объявлены результаты, в интернете появились копии документов, в которых чиновники из сферы культуры и образования давали поручения "организовать sms-голосование" в поддержку Ланской. Произошел скандал. Президент Александр Лукашенко распорядился проверить итоги отборочного конкурса, хотя сам факт - возможность административного вмешательства в творческие процессы - никого в Беларуси, судя по всему, особенно не удивил.
Номенклатурное обслуживание и "черные списки" музыкантов

Музыкальный журналист Дмитрий Безкоровайный вспоминает, что имя Алены Ланской в качестве представителя от Беларуси на "Евровидении -2012" стало звучать в кулуарах летом после ее победы на фестивале "Славянский базар". Данное предположение усилилось после того, как в ноябре 2011 года указом президента исполнительнице было присвоено звание заслуженной артистки страны. 26-летняя Ланская стала самой молодой певицей, удостоенной такого звания.

Использование административного ресурса при определении лучших исполнителей, журналист Дмитрий Безкоровайный называет вопросом не политическим, а бюрократическим. Он отмечает, что это просто обслуживание номенклатурой заранее принятого наверху решения, как и во многих других сферах белорусской жизни. К тому же о настоящих выборах конкурсантов в стране, где существуют "черные списки" музыкантов, по мнению журналиста, говорить сложно.

"Есть прикормленные исполнители, а есть все остальные", которые обычно никак не пересекаются. Так охарактеризовал в интервью DW ситуацию на белорусской музыкальной сцене лидер культовой альтернативной группы Drum Ecstasy Филипп Чмырь. Он говорит, что большинству белорусских групп не хватает клубов и других площадок, где можно было бы выступать, но "прикормленных" раскручивают по радио и телевидению, билеты на их концерты распространяют на фабриках и заводах. "Мы существуем в свободном рынке, а они - в счастливом социализме", - констатирует Филипп Чмырь.

По словам культуролога Максима Жбанкова, белорусская "легкая музыка широкого пользования" отличается склонностью к штампованным решениям - "параду блондинок и крашеных мальчиков". И в нынешнем виде, по его словам, белорусская эстрада нежизнеспособна, потому что существует исключительно благодаря подпитке со стороны государства. "Такая дотационная попса, она, по определению, не самостоятельна и не креативна, она управляема", - поясняет Максим Жбанков.

Управление музыкой, происходит, в том числе посредством конкурсов. Но, если например, конкурс "Славянский базар" организуется по белорусскому сценарию, то на "Евровидении" приходится придерживаться европейских правил. "Однако на данный конкурс Беларусь приходит, как и в другие сферы, демонстрируя все прелести управления страной, в том числе и при отборе каких-то поп-персонажей", - сетует Максим Жбанков.

При этом культуролог отмечает, что процесса политизации белорусской эстрады не происходит. Есть отдельные исключения, например, прошлогоднее выступление Анастасии Винниковой с песней "I Love Belarus" на "Евровидении". Но это, по его мнению, явление редкое. Обычно белорусская попса прямых политических деклараций не озвучивает. Но подготовка к "Евровидению", на взгляд Жбанкова, неизбежно будет носить авторитарный, забюрократизированный характер.
В то же время, уверен культуролог, пока внутри Беларуси не будет открытых, понятных конкурсов для всех исполнителей, ожидать победы на "Евровидении" белорусам не стоит.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров