В Бресте запретили читку пьесы "Трусы"

Татьяна Гапеева, "Брестская газета"

Казалось бы, времена, когда осуществлялась цензура сценических произведений, канули в Лету. Однако место комиссий заняли художественные советы, а выводы их подаются не в качестве прямого запрета, а как доброжелательная рекомендация не показывать спектакль.

Именно такую рекомендацию получил театр "Крылы халопа". Читка пьесы "Трусы" белорусского драматурга Павла Пряжко была запланирована ими в арт-клубе "Кирпич" на 18 декабря. Однако до мероприятия материал, подготовленный артистами, захотел просмотреть художественный совет, в который вошли брестские чиновники и творческие деятели. Увиденное их не воодушевило, а потому было принято решение не рекомендовать постановку к показу в учреждениях культуры.

По словам режиссера и актрисы театра Оксаны Гайко, основные претензии худсовет высказал в сторону большого количество ненормативной лексики, бедности театральной эстетики, которая выражалась в отсутствии костюмов и сценографии, хотя "Трусы" заявлялись как читка, а не спектакль, неудовлетворительной работы с текстом и плохой актерской игры. Культурные деятели посчитали, что спектакль не соберет должного количества зрителей и не окупит работу кафе.

За комментарием мы обратились к директору Центра культуры и досуга в Южном Павлу Харевичу, который входил в состав художественного совета.

"У меня с нецензурной речью связаны плохие воспоминания, - отметил Павел Анатольевич. - Для меня это агрессия, грязь, плохое настроение, потому я к таким вещам отношусь очень жестко. Можно два-три раза выругаться в зал, если требует художественный замысел, чтобы показать, какое быдло стоит на сцене, чтобы еще большее отвращение было к нему. Но там же каждое выражение такое, там сборище этого быдла. И Пряжко якобы показывает эту грязь и борется с ней.

У "Крылаў халопа" это первый спектакль, где много речи, раньше они занимались пантомимой. И это действие показало, что у них отсутствует речь. Был видеоряд, который загрузил всех перед началом спектакля, он длился минут двадцать. Оператор шел с камерой по городу, снимая окна, машины, людей, и этим все заканчивалось. Я понимаю художественный замысел: вот улица, то, что вы услышите на улице. Но я ведь езжу в общественном транспорте и мат слышу в среднем раза два в неделю. Я не знаю, где они находят эти места, говоря, что мат сплошь и рядом. Я посоветовал показать спектакль в баре "Вектор", вот там сыграть».


Интересно, что Павел Пряжко является едва ли не самым известным современным белорусским драматургом. Он работает в жанре так называемой новой драмы. Правда, снискав невероятную популярность в России и Европе, на родине его пьесы спросом не пользуются. Хотя спектакли по Пряжко можно найти, к примеру, в репертуаре Республиканского театра белорусской драматургии или Могилевского областного драматического театра. Могилевчане даже привозили своего "Хозяина кофейни" в Брест. Оригинальная постановка, представляющая путаный монолог от лица драматурга с вкраплениями все той же нецензурной лексики, была продемонстрирована в баре Брестского драмтеатра в рамках "Белой Вежи-2012".

Сюжет пьесы "Трусы" разворачивается вокруг Нины, у которой крадут этот интимный предмет гардероба. Девушка заявляет о преступлении в милицию, ведь для нее трусы не просто одежда, а единственные верные друзья. Правда, есть еще приятель Сенека, с которым Нина общается по Интернету. За кажущимся сумбуром действия, провокационностью и обилием нецензурной лексики Пряжко скрывает проблемы одиночества и концентрации на материальных вещах, когда трусы - впрочем, на их месте могла быть любая другая вещь - становятся более ценными, чем окружающие люди. Однако возможности согласиться или опровергнуть эту мысль, сделать свои выводы от просмотренного и обсудить пьесу с актерами (после читки была запланирована дискуссия) брестского зрителя лишили.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров