Мужское ню у фасада Белорусской академии искусств

kyky.org

Недавно в социальных сетях появилась фотография с четырьмя голыми парнями у главного здания Белорусской академии искусств. Однако главное доказательство своей принадлежности к мужскому полу они прикрывают руками.

Акционизм в такой форме не новое изобретение — например, Осмоловский, Бренер, Мавроматти и Шугалей провели акцию "Позор" еще в 1993 г., оставив на себе майки, зато ничего не прикрывая. В их акции декорацией служило правительственное здание. Белорусская версия быстро снискала свою порцию славы, измеряемой в "лайках", репостах и комментариях. Сайт kyky.org обратился за комментарием к искусствоведу и литератору Валерине Кустовой:

"Из всех европейских музеев мне не нравятся больше других музеи современного искусства. Чаще всего там демонстрируют не произведения искусства, а концепции, голые концепции. Когда я увидела фотографию, где парни стоят обнаженными на фоне Академии — я улыбнулась. Это — молодость, азарт, эксперимент, ирония, горячая кровь и немножко бунтарства. Я сама такая. Но помимо того, что стараюсь практиковать, еще периодически и теоретизирую то, что напрактиковано. Поэтому когда мне предложили немного порассуждать на этот счет — не отказалась, хоть бы и в первом часу ночи.

От старших коллег я слышала, как они в свои студенческие годы и не такое выкидывали, вот только не было тогда социальных сетей и сайтов, куда можно моментально скачать "выходку", а утром получить по ушам или по лайку от своих преподавателей из числа френдов.

С одной стороны, фото радует, ведь это чистая акция, без какой-либо идеологической символики и подтянутого за уши пояснения. Кроме того, фотография не кажется желанием дескридитировать имидж учреждения (как недавно нашумевшая надпись на крыше Академии).

Но, на мой взгляд, в фотографии есть несколько очевидных эстетических недоработочек. Во-первых, слишком „общая“ поза. Символичнее, конечно, было сфотографироваться в позах роденовского „Мыслителя“ или „Витрувианского человека“ Леонардо да Винчи, что, казалось бы, первым приходит в голову. Тогда было бы ясно и даже потянуло бы на художественную концепцию: обнаженная натура, поза, ассоциация с определенными произведениями, академическими образцами, можно сказать. Бунт был бы более идейным — и от того более художественным. Во-вторых, невнимательность и небрежность — брошенная одежда как бы обращает внимание на то, что делалось все ну очень на скорую руку (впрочем, после фотографий с метро, это можно понять). Может, и слишком скорую для того, чтобы представлять это как концепцию. Исходя из сказанного приходим к выводу, что это попросту, цитируя создателей, — „шутка над серьезным обличьем БГАИ… Против „академизма“, как его трактуют мастодонты искусства, маразматизма, застоя и всё-всё, что вызывает этот снимок“.

На самом деле — просто шуточная попытка отметиться в извечном стремлении сбросить с парохода современности классиков, своих предшественников (стремлении, проявляющемся у каждого нового поколения в искусстве и литературе). И начать с чистого листа — свое. Но ведь мы знаем, чтобы нарушать правила — надо их для начала знать.

И так как авторы не стремятся лишить себя анонимности, называя персонажей снимка „собирательным образом студентов и выпускников академии“ предлагаю всем вместе усмехнуться и порадоваться, что руки ребятам не заломили — а то оказались бы они в виртувианской позе не по своей воле, а там и еще в какой-нибудь другой… Не дай Бог. Береги молодость искусства (где поставить здесь запятую, решайте сами)!

Принято считать, что у художников есть Муза, а у художниц… Муз? Возможно, это те самые ночные МУЗы мужского гендера".

Новости по теме

Новости других СМИ