Российская экономика стремительно замедляется

Эля Григорьева, "Новые Известия"

Как сообщил Росстат, в первом квартале 2014 года российская промышленность выросла в годовом выражении на 1,1%, однако по сравнению с четвертым кварталом 2013 года спад составил 12,4%.

На промышленных предприятиях уже начались серьезные проблемы. Так, крупнейший в России производитель грузовиков "КамАЗ" в первом квартале снизил производство машин почти на четверть по сравнению с прошлым годом. Причина такой динамики кроется в снижении спроса на грузовики внутри России. Похожая ситуация сейчас наблюдается практически на всех заводах по выпуску автомобилей. Как отмечают эксперты, спад в машиностроении повлечет за собой снижение спроса на металлургическую продукцию, то есть сокращение производства ждет металлургов и шахтеров. Впрочем, массовых увольнений эксперты не ожидают, так как зарплаты в России, в отличие от развитых стран мира, не являются основной статьей расходов предприятий.

Российская экономика стремительно замедляется. Если первоначальные прогнозы правительства по темпам роста ВВП находились на уровне 2,5% на 2014 год, то сейчас они снижены до 1%. А министр финансов России Антон Силуанов считает возможным нулевой рост ВВП. Негативные тенденции в экономике обусловлены рекордным оттоком капитала из страны – в первом квартале он составил, по данным ЦБ, 50,6 млрд. долларов. С оттоком капитала снижается инвестиционная деятельность. Причем снижение активности происходит как в добывающих, так и в обрабатывающих секторах промышленности.

По данным Росстата, в марте в годовом выражении рост промпроизводства составил 1,4% (2,1% в феврале). При этом с исключением сезонных и календарных факторов этот показатель в марте вырос на 0,2% (0,8% в феврале). Кроме того, уровень инвестиций в экономику страны продолжает сокращаться. Так, в январе они снизились на 7% к уровню прошлого года, в феврале – на 3,5%.

По мнению экспертов, текущие негативные тенденции приведут к остановке ряда производств и сокращению их персонала. Как рассказала «НИ» ведущий научный сотрудник Центра макроэкономических исследований ИПЭИ РАНХиГС Ольга Изряднова, по итогам двух месяцев 2014 года динамика промышленного производства в России остается очень слабой, практически нулевой. "Поступающие сведения от автомобилестроительных предприятий о сокращении спроса на продукцию и о частичной приостановке производства крайне негативно отразятся на общей динамике промышленного производства в стране, учитывая развитую систему межотраслевых связей с металлургами, производителями комплектующих и химических материалов", – пояснила она.

Самым негативным фактором для промпроизводства, по мнению эксперта, является резкое падение инвестиционного спроса, которое оказало давление на объем выпускаемой продукции в металлургии и секторе производства стройматериалов. "Это те сегменты промышленности, в которых занято большое количество трудящихся, и их сокращение может спровоцировать неблагоприятные социальные последствия", – уточнила г-жа Изряднова.

По мнению руководителя отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерии Чернецовой, сейчас трудно прогнозировать возможную глубину сокращений персонала на российских предприятиях. "Массовые сокращения, как и год назад, проводят единицы, а именно 2% компаний. Небольшие сокращения в целях оптимизации численности осуществляют 11% компаний. Но ряд компаний заявили о том, что все-таки сокращения планируются, среди них в основном крупные и средние компании. Оптимизационные меры затрагивают и производственный сектор – пример тому уже озвученная программа сокращения персонала на "АвтоВАЗе", – пояснила она "НИ".

По мнению эксперта, скорее всего, в этом году темпы роста спроса на персонал, как и темпы роста зарплатных предложений, продолжат снижаться, так как экономических предпосылок для их увеличения нет. Уровень безработицы вырастет, но незначительно. Способствовать росту уровня безработицы будут заявленные сокращения на крупных предприятиях.

В свою очередь, генеральный инспектор труда общероссийского объединения профсоюзов "Союз профсоюзов России" Сергей Храмов рассказал "НИ", что массовых увольнений в России не будет. Дело в том, что в нашей стране очень низкие зарплаты. "Доля расходов на оплату труда в общих затратах на производство продукции составляет примерно 12%. В цивилизованных странах она достигает 25%. Поэтому даже в кризисных ситуациях сокращение персонала не является радикальным средством оптимизации расходов и выходом из проблемы", – полагает он.

Вместе с тем г-н Храмов советует людям, подпадающим под сокращение, никогда не соглашаться на предложение работодателя уволиться по собственному желанию, так как в данном случае они не получат компенсационных выплат.


Производство легковых автомобилей в России в первом квартале упало на 3,9%

Производство легковых автомобилей в России в первом квартале 2014 года составило 447 тыс. штук, что на 3,9% меньше, чем в первом квартале 2013 года. Об этом сообщил Росстат. Производство грузовых автомобилей, включая шасси, кроме автосамосвалов, снизилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 25,7% – до 29,4 тыс. единиц. Производство автобусов сократилось на 28,9% – до 7,5 тыс. штук.

Новости по теме

Новости других СМИ