Беларусь хочет решить нефтяной вопрос с Россией до подписания договора о создании Евразийского союза

Ольга Лойко, TUT.BY

Заявление председателя Коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко о том, что все основные разногласия по проекту договора о Евразийском экономическом союзе урегулированы, могло бы стать сенсацией, если бы не весьма существенное "но". Самый больной для Беларуси вопрос поставки нефти остался без ответа – создание общего рынка нефти намечено только на далекий 2025-й год.

При этом гораздо раньше, уже 29 мая нынешнего года, Беларусь, Казахстан и Россия полны решимости подписать договор о создании Евразийского экономического союза. Как пояснил журналистам в среду член Совета Евразийской экономической комиссии от Беларуси Сергей Румас, еще до этой знаменательной интеграционной даты Минск и Москва поднимут нефтяной вопрос.


Беларусь хочет знать

"Вчера стороны сняли основные вопросы по подготовленному трехстороннему договору об учреждении и функционировании Евразийского экономического союза. Вместе с тем целый ряд чувствительных для Беларуси вопросов вынесен на переходный период - до 2025 года – на двухстороннюю основу", - пояснил Румас.

Сейчас эксперты должны в самый короткий срок проделать большую работу, для того чтобы определить принципы, на которых будут основываться эти двухсторонние отношения. Прежде всего, отметил член Совета Евразийской экономической комиссии, это касается взаимоотношений в области нефтепереработки.

"От того, насколько успешно будет проведена работа по определению двухсторонних отношений, будет зависеть наша позиция по готовности к подписанию трехстороннего договора", - дипломатично пояснил Румас.

При этом он отметил, что главы государств поставили задачу подготовить трехсторонний договор к подписанию именно 29 мая. "Вместе с тем вопросы нефтепереработки настолько чувствительны, мы должны понимать как будут строиться наши отношения в нефтепереработке начиная с 2015-го года", - уточнил собеседник.

Единый рынок нефти и газа – больной вопрос интеграции. В случае снятия ограничений РФ теряла 33 миллиарда долларов нефтяных доходов. В настоящее время система тарифных и нетарифных ограничений предусматривает квоты на поставки нефти в Беларусь и Казахстан, запрет на поставку светлых нефтепродуктов из Казахстана в третьи государства, запрет на поставку темных нефтепродуктов из России в Казахстан, балансовые поставки по светлым нефтепродуктам в Казахстан. Кроме того, Беларусь обязана применять экспортную пошлину к нефтепродуктам, которые экспортируются из этой страны, и в полном объеме возмещать все эти суммы в бюджет России.


Разноскоростная либерализация

"Впервые в наших интеграционных взаимоотношениях в рамках тройки мы в договоре выходим на разноскоростную интеграцию. Есть ряд секторов экономики, в которых движение трех стран будет разным", - рассказал Румас. В частности, это касается рынка автоперевозок.

Беларусь и Россия, по словам Румаса, имеют схожие позиции: "Есть понимание того, что рынок каботажных перевозок (перевозок внутри страны. – TUT.BY) нужно либерализовать более быстрыми темпами. Эта либерализация будет разбита на несколько этапов. Первый из них состоится уже с 1 января 2016-го года – белорусские перевозчики получат доступ к каботажным перевозкам на территории России. Этот доступ будет осуществляться поэтапно, и с 2025-го года к России и Беларуси присоединится Казахстан".

Что касается вопроса о либерализации рынка разрешений на перевозки в/из третьих стран, то сама процедура этой международной системы, отметил Румас, не позволяет провести отмену таких разрешений. "Но стороны договорились, что и Россия, и Беларусь будут стремиться к более полному удовлетворению потребности в этих разрешениях. Сегодня Беларусь полностью удовлетворяет потребности российских перевозчиков. Мы надеемся, что и Российская Федерация с 2015-го года также увеличит объем выдаваемых белорусской стороне разрешений", - надеется собеседник.

Не стоит ждать большой либерализации рынка авиаперевозок – рынок специфический, его нельзя открыть как любой другой сегмент рынка услуг – он очень зарегулирован, и во всех странах этот сегмент защищается, отметил Сергей Румас.

Новости по теме

Новости других СМИ