"Евровидение" и слезы России

Виктор Мартинович, журналист, писатель, budzma.by

Это право должно быть закреплено в Конституции. Если человек не хочет знать ничего про этот песенный конкурс, его сознание должны защищать от новостей о "Евровидении" какие-либо фильтры. Но я на этот раз — не о "Евровидении".

Я о России. Которую "Евровидение" позволило увидеть с новой стороны.

Последний год от просмотра российских телеканалов складывалось впечатление, что эта страна ведет какую-то войну. Я бы даже сказал — Войну. Войну с врагом, который другим не виден, а телезрителям и ведущим "России-1" виден очень хорошо. Я все пытался понять, где этот враг и кто он. Теперь понял.

Депутат Виталий Милонов призвал российский оргкомитет "Евровидения" отказаться от соревнования, ведь в конкурсе участвует "явный трансвестит и гермафродит Кончита Вурст". И, таким образом, российская сторона своим присутствием будет косвенно пропагандировать гомосексуализм.

С одной стороны Россия. Красивая, голубоглазая, маскулинная. С Путиным, Милоновым, с триколором и георгиевской лентой. С другой стороны — ясно кто. Гомосексуалисты. Бородатые женщины. Духовность против разврата. Православие против Кончиты Вурст.

Но я здесь и не про дихотомию "Россия против мирового гейства". Хотя она и помогает заглянуть в душу среднестатистического зрителя "России-1" и понять его подземные страхи. Я, как всегда, о культуре. Я просмотрел это видео 9 раз и запускаю снова и снова. В этой записи с первого полуфинала "Евровидения", в котором победили сестры Толмачевы, — все. Если у вас есть вопросы по тому, что происходит сейчас в "братской" стране, пристально вглядитесь.


Культурологический анализ здесь можно вести по-разному: с точки зрения семиотики или трэш-антропологии (это было бы самым интересным). Уверен: про этот эфир уже пишется книга. Я же хотел бы остановиться на двух нюансах.


Первое: как они выглядят

Ведущий, одетый в голубой пиджак и клетчатый галстук, взятый будто из фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Камон! На дворе двадцать первый век, не 1980-е!

Жириновский в клубном рэперском пиджаке и салатовой бабочке — одно появление на людях в таком виде навсегда разрушило бы карьеру любого европейского политика. А его очки! Вроде тех, что носят токари на МАЗе во время работы на станках, чтобы защитить глаза!

Какой-то дядька в кожаной куртке (???) и шарфе (?), представленный "народным артистом России", несет: "Россия вечная, потому что двое близнецов — это уникально". Глаз успевает удивиться: у человека на глазах одни очки, а вторые — на лбу. Причем те, что на лбу, — черные. При повторном просмотре замечаешь: черные очки маскируют лысину. Икона стиля!

Какая-то барыня, которая неистово басит: "Нам постоянно говорят, наша российская молодежь не такая, что она пьет пиво и колется!" Барыня одета в черную бархатную (!!!) блузу, по краю которой идет вышивка из черного люрекса и блесток! No comment!

"Россия, Украина, Армения! Они же наши!" — говорит красавица в красном платье. Платье оставляет впечатление, что красавица прибежала на эфир из клубешника и не успела переодеться.

А дядя в белом гольфе, "певец и по совместительству депутат Госдумы"? Повторюсь, он одет в белый гольф с высоким горлом — причем не на легкие брюки такого же белого цвета, что еще можно было бы как-то понять, а на брутальные голубые джинсы. Он подобен человеку, который только что вышел из леса. Но где тогда шампур с шашлыками?

Вот какой-то мужчина с серьезным лицом, также "народный артист", рассуждает о том, что "70 лет назад была Курская битва, но она продолжается! Курянки наши вон как поют! Соловушки наши!" Он одет в красный пиджак на фиолетовую рубашку. Повторюсь, пиджак — красный.

Когда-то Москва была местом, на которое белорусы смотрели со скрытым уважением: там много денег, там модные стилисты, там фэшн-рынок, там люди знают, как одеваться. В последние годы появилось ощущение, что что-то сильно изменилось. Я не хочу сказать, что русские плохо одеваются. Я хочу сказать, что те русские, которых показывают по федеральным каналам, одеты безвкусно. Лучшее доказательство — Александр Васильев, который ведет "Модный приговор".


Второе: как они себя ведут

"Сестры Толмачевы — это солнце, которое взошло над Копенгагеном! Оно осветило всю нашу студию! Всю Россию! Спасибо вам!" — ведущий молитвенно складывает ладони на груди, словно обращается не к победителям полуфинала не самого большого музыкального конкурса на Земле, а к Богу. Или к ветеранам...

Первые две минуты просмотра не можешь избавиться от ощущения, что это какой-то очень дорогой арт-проект в жанре mockumentary, постановка или даже компьютерная анимация. Потому что в жизни не может быть так, как в романах Сорокина.

Ведущий признается, что у него "слезы наворачивались на глаза". Откуда такая экзальтация? Зачем трагизм? Какие "слезы" на "Евровидении"? Но потом вспоминаешь о войне (о Войне!) и все понимаешь.

Повторюсь, из этого видео можно понять все — новую внешнеполитическую доктрину Кремля и даже новую русскую идею. "Шоколадный заяц" Пьер Нарцисс на ломаном русском языке начинает угрожать Западу ("Какая страна! Сильная, Могучая! И я верю! Россия будет на коленях, я имею в виду, Америка будет на коленях!") Мужчина рядом с Пьером подхватывает этот тезис исконным российским выкриком "Йес!" В зале царит атмосфера братской любви и единения. Это такая новая "дружба народов" — когда камерунец оскорбляет Америку, но ему не хватает языка, и он оскорбляет и Россию, но никто не обижается, потому что он оскорбляет Америку.

А этот эпизод с дамой в кокошнике, которая перехватывает инициативу и начинает ходить по залу и вещать про "вот эту Рррусь!" Ее пытаются остановить, но это невозможно — остановить даму в кокошнике.

"Мы бы хотели узнать, какие все-таки политические взгляды у Маши и у Насти", — интересуется Жириновский. Вышеупомянутый человек в белом гольфе поет "Этот день победы", и зал встает. Несмотря на белый гольф.

Представительница родительского комитета вырывает у ведущего микрофон, а тот его не отдает. А она все равно вырывает!

"Наши девочки принесли в Европу целомудрие, про которое там забыли… Они заразят Европу целомудренностью, чистотой и духовностью", — пророчит кто-то.

"Слезы наворачивались на глаза от того света, который они излучали, — бьется в истерике ведущий — Потому столько света у них на сцене, что столько света у них в душах".

Свет струится поверх березок, ветер разносит споры света Толмачевых по Европе. Световое зерно прорастет и засияет целомудренностью и духовностью на весь континент. Бабы в кокошниках водят хоровод, поет "Этот день победы" человек в белом гольфе, артист и депутат. И скоро так будет везде. Не верите — спросите у стилиста, который консультирует Жириновского.

И пусть триумфатором "Евровидения" называют Кончиту Вурст, свет, целомудрие и духовность уже победили. В одной отдельно взятой стране.

Новости по теме

Новости других СМИ