Украина может прекратить поставки ракет и авиадвигателей в Россию

Елизавета Добкина, Елена Аттикова, Иван Петров, РБК

Советник президента Украины Каха Бендукидзе предложил прекратить поставки ракет и авиадвигателей в Россию.

Это "стратегически правильное решение" надо выполнить неминуемо, "а если этого не сделать, не закрыть поставку вооружения на российский рынок, то это просто глупо", сказал Бендукидзе в интервью изданию "Украинская правда".

В ответ на это вице-премьер Дмитрий Рогозин сказал в пятницу, что Минпромторг готовит для российского ОПК план импортозамещения продукции военного назначения, передал "Интерфакс". Министерство 10 июня представит план импортозамещения, который станет линией работы, на ближайшие 2,5 года, сказал вице-премьер. Рогозин отметил, что задача руководителей оборонных предприятий, не дожидаясь окончательного формирования плана, уже предпринимать шаги для снижения зависимости от предприятий оборонного комплекса Украины.

В сложившейся ситуации придется идти по пути замещения украинского импорта и создавать необходимое производство в России, говорит представитель государственной корпорации "Ростех". После создания необходимых мощностей возобновление сотрудничества с украинскими предприятиями вряд ли будет целесообразно, добавил представитель Ростеха. Причем для украинских предприятий ситуация представляется более сложной – экспорт их высокотехнологичной продукции идет в основном в Россию, и сокращение сотрудничества с российскими партнерами, в первую очередь, ударит по высокотехнологичному сектору украинской экономики, считает он.

Любой запрет наносит ущерб обеим сторонам, сказал на прошлой неделе генеральный директор "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев. Без этого запорожского предприятия российскому авиастроению придется нелегко: учебно-боевой самолет Як-130 оснащен двигателями АИ-222-25 разработки "Ивченко-Прогресс", которые производит "Мотор Сич". Также "Ивченко-Прогресс" вместе с "Мотор Сич" изготовили камеру сгорания для двигателя ПД-14, модификации которого могут быть использованы еще и для оснащения российских самолетов Ту-214, Ил-96-300, Ил-96-400Т, а также в создании российского ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета МС-21, который появится на рынке в 2016 году. Кроме того, украинское предприятие остается основным производителем двигателей для самолетов радиоэлектронной разведки и радиоэлектронной борьбы Ил-18/Ил-20, противолодочных Ил-38, военно-транспортных Ан-8, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124, самолетов-амфибий Бе-200 и Бе-12, самолета аэрофоторазведки Ан-30, гражданских воздушных судов Ан-74, Ан-140, Ан-148, Як-40 и Як-42.

"Мотор Сич" не боится возможной угрозы прекращения поставок в Россию. Проблем по отгрузке и производству сейчас нет, говорит Богуслаев.

Российские предприятия ракетно-космической отрасли продолжают работу с украинскими партнерами, сообщил РБК представитель ОРКК. Есть действующие контракты, обязательства по которым сейчас выполняются, и в продолжении сотрудничества заинтересованы все, но есть все возможности при необходимости найти решения и организовать в России производства продукции, выпускаемой сейчас нашими партнерами, говорит он. Днепропетровский завод "Южмаш" произвел межконтинентальные баллистические ракеты "Воевода" ("Сатана" по классификации НАТО). Их до сих пор обслуживают украинские специалисты. Эти ракеты являются основой ядерного щита России. Но их срок службы подходит к концу, и на смену готовятся МБР российской разработки. Представитель "Южмаша" был в пятницу недоступен для комментария, ГП "Антонов" и "УкрОборонПром" на запросы РБК не ответили.

Для того, чтобы запустить импортозамещающие мощности, России надо потратить десятки миллиардов рублей, считает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Согласно опубликованному в апреле исследованию Королевского британского института объединенных служб (Royal United Services Institute — RUSI), только 4,4% российского военного импорта приходит из Украины, но некоторые виды продукции имеют жизненно важное значение для российской оборонки. "30% импортной украинской продукции приходится на ключевые компоненты для использования на межконтитентальных баллистических ракетах (МБР) SS-18 (РС-20 "Воевода"), которая разработана и производится в украинской компании "Южмаш" в Днепропетровске. Системы наведения других МБР SS-25 "Тополь" и SS-19 разработаны и произведены в Харькове. Кроме того, около 20% природного урана, используемого в российской гражданской и военной ядерной отрасли, поступает из предприятия в Желтых водах", - говорится в исследовании.

Еще с советских времен на военных и гражданских кораблях устанавливаются газовые турбины и редукторы, производимые в Николаеве. Россия по-прежнему нуждается в 60% редукторов украинского производства для установки на боевых надводных кораблях. Кроме того, для истребителей Су-27, Су-30 и Су-35 в Украине выпускаются тормозные парашюты и гидравлические системы, производство новейших фронтовых бомбардировщиков Су-34 также зависит от украинских комплектующих. Расположенный в Запорожье завод "Мотор Сич" производит реактивные двигатели для разных типов российских транспортных самолетов, в том числе для Ан-124 "Руслан", а также для российских боевых и транспортных вертолетов.

"Поскольку большинство украинских военных заводов, о которых идет речь, расположено в южной и восточной части Украины, у России есть соблазн поддерживать раскол этой страны по Днепру с созданием "российского коридора" в Приднестровье", - резюмируется в британском исследовании.

Новости по теме

Новости других СМИ