Перед кадровой бурей

Ярослав Романчук, liberty-belarus.info

В кулуарах органов госуправления активно осуждают планируемое совещание Александра Лукашенко 6 июня с правительством, начальниками из облисполкомов, администрации президента, концернов и контрольных органов.

Судя по интенсивности суеты и градусу напряжения, эта встреча обещает стать началом процесса формирования нового состава вертикали власти. На волне достижений в переговорах по ЕАЭС, под позитивным впечатлением от хоккея Лукашенко вплотную принимается за нейтрализацию основного источника своих внутренних бед – инертных, расхлябанных и неэффективных чиновников. За год с небольшим до президентских выборов глава страны начинает конкурс за право попасть в управленческую обойму на следующий политический цикл.


Обидный, опасный постмодерн

В апреле-мае многие министры заметно увеличили своё присутствие в СМИ. Раздают интервью, участвуют в открытых дискуссиях, дразнят обещаниями новой экономической политики. В их выступлениях стало гораздо больше рыночной риторики, вполне разумных оценок и адекватных сравнений с образцами проведения экономической политики в мире. Премьер-министр Михаил Мясникович и его заместитель Анатолий Тозик открыто выступают против иждивенчества, но они почему-то больше озабочены бесплатным посещением людьми больниц и поликлиник, чем бездарной тратой триллионов бюджетных рублей на модернизационные программы.

В речах начальников Совмина уже не встретишь оправдания лозунга "от каждого по способностям, каждому по потребностям". Всё чаще звучит "кто не работает, тот не ест", но в особой иезуитской номенклатурной интерпретации.

За скобки выносится "ратный" труд 1455 убыточных предприятий (по состоянию на 1.04.2014). Их число за I квартал 2014г. по сравнению с аналогичным периодом 2013г. выросло на 57,5%, а сумма их чистого убытка удвоилась. Совмин продолжает раздавать "зря-плату" даже для тех, кто давно попал в долговую яму. На 1.04.2014г. 38,8% коммерческих организаций было неплатёжеспособными. 42,6% предприятий не имели собственных оборотных средств или испытывали их острый дефицит.

Финансовая дисциплина и ответственность, с точки зрения Совмина, должна распространяться на индивидуальных предпринимателей и домашние хозяйства, но никак на те промышленные предприятия, которые по состоянию на 1 мая 2014г. "заморозили" на складах товаров на Br35,2 трлн. (83,5% среднемесячного объёма производства). Для сравнения на начало 2014г. эта сумма составляла Br27,96 трлн. (70,2%). Т. е. за первые четыре месяца этого года, когда глава страны вёл тяжелейшие переговоры с Кремлём, уговаривал россиян дать кредиты, белорусские «крепкие хозяйственники» и "красные директора" увеличили складские запасы на Br7,24 трлн., т. е. на 3,5% ВВП за январь–апрель 2014г. Дорого обходится стране выжимание 1,1% роста ВВП из старой структуры экономики.

Это не мешает Мясниковичу рекомендовать нашей стране опыт Германии и США. В этих и даже в 99% развивающихся стран правительствам в голову не придёт гнать вал и загонять его на склады и в долги.

Белорусские распорядители чужого не находят противоречий между своими словами и делами. В общем полный, законченный постмодернизм в экономической политике. Руководители Совмина, облисполкомов, концернов и холдингов могут себе его позволить. Они – назначенцы, винтики в большой бюрократической машине, которую ведёт и ремонтирует Лукашенко. Ему же, пусть формально, но всё равно нужно напрямую разговаривать с населением. Бюджет не резиновый. В нём денег на повышение зарплат и пенсий до конца 2014 года не хватит, если не тратить на эти цели российские кредиты.

Как ни крути, Мясникович сотоварищи с подачи главы страны превратили экономику в сосуд, из которого стабильно выливается на 10-15% больше, чем туда поступает. Лукашенко всё чаще выходит из себя потому, что он чуть ли не единоручно хотя бы что-то в этот хрупкий сосуд заливает, а львиная доля остальной вертикали оттуда только сосёт. Если утро 6 июня будет для главы страны нервным и эмоционально зябким, несколько министров и руководителей могут лишиться своих должностей.


Новый старый тандем "Румас – Снопков"

У Лукашенко очень куцый кадровый резерв. Старая обойма поизносилась, а БРСМ оказался весьма сомнительной кузницей новых кадров.
Поэтому глава страны вынужден представлять новыми и свежими давно работающих в вертикали власти чиновников. К числу таких относятся 45-летние вице-премьер Сергей Румас и министр экономики Николай Снопков.

Конечно, на фоне почётного пенсионера Петра Прокоповича или измочаленного жизнью Владимира Семашко легко быть младореформатором, но нет оснований считать тендем "Румас – Снопков" неким рыночным веянием экономической свободы в белорусской централизованной модели. Эти товарищи учились, развивались и мужали, впитывая соки жёсткой номенклатурной системы. За 20 лет последних лет их карьеры мы не найдём их теоретических работ по обоснованию модели свободного рынка. Из-под их пера не вышли планы и программы практической реализации рыночных реформ в нашей стране. Мы не видим от них систематического, последовательного сопротивления бюрократическим и правовым абсурдам в экономической политике последних лет.

Фаны тандема "Румас – Снопков" верят, что они не вступают в публичную полемику с марксистами-ленинистами в органах госуправления, потому что ждут своего часа, когда можно, наконец, открыть своё истинное лицо и удивить страну разумными рыночными решениями. Однако кроме веры такая точка зрения не находит подтверждения хотя бы некими намёками на факты.

Подписи Румаса и Снопкова стоят под тысячами вредных и опасных решений для экономики Беларуси. Они не протестовали против грубого, систематического нарушения закон о бюджете. Они с пониманием относятся к макроэкономической нестабильности, высокой инфляции, государственному регулированию цен, унижению нашей национальной валюты, Br-рублёвой пирамиде вкладов, разрушению института частной собственности, агрессивному торговому протекционизму и монополистическим практикам номенклатурных избранников.

Наконец, буквально на их глазах государство резко активизировано темпы вытеснения рыночных операций. За январь–апрель 2014г. доходы бюджета сектора госуправления составили 46,2% ВВП. С таким послужным списком только мощная PR-поддержка главы страны может превратить их в сознании людей в рыночных реформаторов, сторонников либеральной экономики.

Есть основания считать, что именно тандему "Румас – Снопков" предстоит сыграть важную роль в правительстве после отставки Мясниковича и очищения Совмина от пенсионеров. Министр экономики Снопков полон решимости реализации доработанного плана структурных реформ от Нацбанка и Совмина. Его ведомство активно работает над новой концепцией промышленной политики, а также программой устойчивого развития страны до 2030 года. В его команде, действительно, можно найти глубоких, теоретически подготовленных специалистов. К сожалению, к их мнению ни правительство, ни даже Снопков не прислушиваются, но имидж младореформатора такие люди формировать помогают.

Сергей Румас тоже засветился в целом ряде знаковых для Александра Лукашенко проектах. ОАО «Банк развития» предстаёт этаким финансовым чудом под чутким руководством вице-премьера. На данном этапе развития этой структуры пустить пыль в глаза не составляет труда. Сергей Николаевич принимал активное участие в интеграционных переговорах. Глава страны остался доволен их итогом, а это дорогого стоит. Румас уполномочен распределять деньги налогоплательщиков в целый ряд знаковых для руководителя страны проектов, что укрепляет его имидж крепкого хозяйственника со знанием финансов.

К числу лоббистов и единомышленников тандема "Румас – Снопков" можно отнести помощника президента по экономике Кирилла Рудого. Он открыто призывает радикально поменять кадровую политику для притока в бизнес и систему госуправления новых людей. Его точку зрения едва ли разделяет старая партхозноменклатурная линия, которую олицетворяют глава Совет Республики Анатолий Рубинов, вице-премьер Владимир Семашко и сам Михаил Мясникович.

Лукашенко сделает ставку на новый старый тандем, только если экономическая ситуация его к этому вынудит. Ему обидно, что созданная им машина перераспределения даёт сбои. Стабильность вроде бы есть. Управляемость сохраняется, но чувство тревожности усиливается. Крайне негативный управленческий пример Украины, мерзкие олигархические схемы России и острый дефицит диверсификации белорусской экономики подталкивают его к выходу из зоны авторитарного комфорта централизованной плановой экономики.

Новости по теме

Новости других СМИ