Наши чиновники не делают свою работу - их больше тянет в коммерцию, причем за счет бюджета

Федор Костров, "Товарищ.online"

Визиты президентов, премьеров, VIP-политиков, особенно из больших и богатых стран – это большие события для малой страны. Торжественность, ликование – это прикрытие провинциальности с одной стороны и отвлечение внимания от внутренних проблем с другой. Так руководитель Центра Мизеса Ярослав Романчук прокомментировал победные реляции белорусской пропаганды.

- Одно дело заявлять о том, что дружишь с большими и богатыми странами мира, другое дело – дружить с ними. У белорусских властей получается, как в том анекдоте о 80-летнем старике, который хвастался своими эротическими подвигами. Когда его сосед-одногодка обратился к своем врачу с просьбой объяснить этот феномен, врач спокойно ответил: "И вы говорите".

- Вы считаете, что это лишь слова?

- В современном мире дружба между странами невозможна. Дружат люди, а не абстракции. Индии, Китаю, Индонезии, Бразилии, Южной Корее, Японии, ЮАР или Аргентине – всем этим и другим странам ничего не стоит сказать, что они дружат с Беларусью.

Да, формально все мы в ООН, ВОЗ, МВФ и десятках других международных организациях и инициативах против терроризма, торговли людьми, эксплуатации детей... Дружба Беларуси с этими странами – это как дружба человека в социальных сетях. Слово friend в дипломатии и внешних отношениях значит примерно то же самое, что в facebook-е или ВКонтакте.

- Значит, говорить о стратегическом партнерстве с той же Индией не приходится?

- Проверку отношений на стратегичность провести достаточно легко. Достаточно посмотреть на объем товарооборота между странами и структуру экспорта и импорта.

Доля Индии в белорусском импорте и экспорте мизерная. Доля Беларуси в индийском импорте еще меньше. Индию, безусловно, интересует белорусский калий. В этом плане они являются конкурентами Китая за право купить часть акций "Беларуськалия" и подписать долгосрочный контракт на поставку этого товара на выгодных условиях. Быть стратегическими партнерами на основе только одного сырьевого товара невозможно.


Второй способ проверки – анализ инвестиций между странами. В Беларуси до сих пор нет даже толкового индийского или китайского ресторана, которые широко распространены и доступны для жителей более 150 стран мира. Белорусский Минторг и санстанция несовместимы с практикой работы индийских и китайских бюджетных кафе и фаст фуда. Об инвестициях в другие сектора речь вообще не идет. Если очистить финансовые потоки между нашими странами от кредитов и долгов по товарным поставкам, чистых инвестиций, т.е. "живых" денег будет кот наплакал.

Стратегичность проверяется по документам, которые отражают видение руководства страны в сфере национальной безопасности, долгосрочного развития и внешнеполитической доктрине. Беларуси в этих документах больших и богатых стран нет. Даже у России в этих документах Беларуси уделено минимальное внимание.

- Как, по вашему мнению, Беларусь интересная за границей?

- Еще одна проверка – упоминание Беларуси в СМИ и аналитических материалах больших и богатых стран. О нас очень редко пишут китайские, индийские, бразильские СМИ. Беларусь не может претендовать на prime time даже один раз в год, потому что наша страна не интересна ни людям, ни бизнесу, ни чиновникам. Такова объективная реальность. Нет ничего плохого в том, что Беларусь – небольшая небогатая страна. В мире десятки стран меньше, беднее и неблагополучнее.

Те показные старания, которые демонстрируют белорусские власти, пытаясь представить большие страны в качестве наших стратегических партнеров, на самом деле, отражают определенные психологические комплексы самих руководителей. Они хотят переключить внимание людей на внешние признаки успеха и престижа. Мол, ничего страшного, что зарплата у 2/3 работников меньше $300 в месяц. Зато вот лидеры великих стран и цивилизаций просятся в гости к нам.


Нет сомнения, что китайские, индийские и другие политики и чиновники играют в игру стратегичности по вполне прагматичным причинам: купить у нас подешевле, продать свое подороже и побольше. Не будем забывать, что Индия и Китай – славятся коррупционными практиками.

Зачастую чиновники в дальних экзотических странах (Беларусь для них – экзотика) преследуют свои шкурные интересы, находя родственные души среди себе подобных. Для прикрытия своих интересов они не жалеют эпитетов для описания отношений между странами: стратегический прорыв, историческое соглашение, долгосрочное партнерство и т.д. такого рода слова рассчитаны на легковерных жертв зомбоящика.

- Любой визит в нашу страну иностранца высокого ранга преподносится, как некий прорыв, как чуть ли не спасение экономики. Почему этого не происходит, и людям с каждым годом становится жить все сложнее и сложнее?

Продолжение читайте здесь.

Новости по теме

Новости других СМИ