После выборов жировка потяжелеет и транспорт подорожает

Дмитрий Заяц, Naviny.by

Вторая половина года станет периодом активных переговоров белорусских властей с международными финансовыми организациями.

Кредиторы и с Востока, и с Запада настаивают на либерализации цен, и в том числе — на повышении уровня тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Чтобы получить новые кредиты, власти планируют идти по этому пути.


Дополнительная нагрузка на кошелек населения

Во втором квартале 2015 год официальные лица Беларуси много раз садились за стол переговоров с кредиторами: и в Вашингтон (на весеннюю сессию МВФ) летали, и в Москву на поезде (для переговоров с Евразийским фондом стабилизации и развития) ездили, и видеоконференции не далее как в июне проводили. А мешка денег страна пока так и не увидела.

Международные финансовые организации выставляют сегодня официальному Минску пакет условий, в случае выполнения которых кредиты могут быть выданы. Одно из принципиальных требований кредиторов — повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По мнению кредиторов, переход на окупаемые тарифы на эти услуги должен произойти как можно быстрее.

Темпы роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Беларуси строго определяются государством и регламентируются решениями президента. Согласно указу № 550, принятому еще в конце 2013 года, ежегодно с 1 января тарифы на такие услуги повышаются в размере, эквивалентном 5 долларам.

Кроме этого, указ предусматривает, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги ежеквартально индексируются в соответствии с темпами роста номинальной зарплаты.

Действие указа привело к тому, что, несмотря на правительственную "заморозку" цен в начале года, за первый квартал 2015-го тарифы на жилищно-коммунальные услуги выросли в рублевом выражении на 19%. Во втором квартале тарифы на жилищно-коммунальные услуги существенно не менялись, и до октября вряд ли будут ощутимо расти — впереди все-таки президентские выборы.

А вот после выборов ситуация, вероятнее всего, изменится. До конца года можно ожидать, что белорусские власти заключат, как минимум, одну, а, возможно, и две кредитные программы. В ходе переговоров с кредиторами уже поднималась тема повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги, и до конца года можно ожидать, что правительство возьмет на себя в этой части определенные обязательства.

По информации БелаПАН, экономические власти Беларуси уже подготовили предложения о том, как могут меняться тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги в 2016-2020 годах. Суть предложений сводится к тому, что в следующей пятилетке уровень окупаемости населением затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг, должен ежегодно повышаться.

В 2015 году, по оценкам властей, тарифы населения покроют примерно треть затрат, связанных с оказанием жилищно-коммунальных услуг. Предполагается, что в 2016-2018 годы ежегодно уровень возмещения населением затрат на оказание таких услуг будет повышаться примерно на 10% и достигнет 62,5% в конце 2018-го.

Согласно планам белорусских властей, которые частично обсуждались с кредиторами, в 2018 году население будет полностью покрывать стоимость всех жилищно-коммунальных услуг за исключением теплоснабжения. По тепловой энергии (имеется в виду отопление и горячее водоснабжение) окупаемость затрат населением планируется довести в 2020 году до 30%. Сегодня этот уровень примерно вдвое ниже.

Окончательно станут известны планы властей в части повышения тарифов в конце текущего года. Не исключено, что кредиторы, как они сейчас об этом говорят, будут настаивать на более быстрых темпах роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги.


Реформы будут начинать с населения?

Наряду с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги планируется в новой пятилетке и рост тарифов на транспортные услуги.

По информации БелаПАН, планы экономических властей на новую пятилетку предполагают, что уровень возмещения населением затрат на пассажирские перевозки в Минске вырастет с нынешних 50% до 75% в 2020 году.

Белорусские экономисты считают весьма вероятным повышение стоимости платных услуг, оказываемых населению, в 2016-2020 годы.

Эксперты констатируют, что сегодня более низкие тарифы для населения обеспечиваются за счет установления более высоких тарифов для предприятий и субсидий бюджета.

Для ликвидации бюджетного и перекрестного субсидирования повышать тарифы для населения государству пришлось бы все равно, а в связи с рекомендациями кредиторов этому будет найдено удобное объяснение, считает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

"В 2009-м официальные лица нам говорили о том, что девальвация случилась, потому что на корректировке обменного курса белорусского рубля настаивал Международный валютный фонд, с которым мы тогда заключили кредитную программу. Новая программа с кредиторами станет теперь оправданием тому, почему тарифы на платные услуги населения будут повышаться", — предполагает Чубрик.

При этом эксперт отмечает, что пока не создано четких механизмов, которые бы позволили защитить наиболее уязвимые слои населения от негативных последствий значительного роста тарифов на платные услуги.

"Наряду с повышением тарифов для населения должны быть созданы механизмы для компенсации финансовых потерь, которые понесут уязвимые слои населения. Плюс к этому должны быть максимально снижены издержки в системе ЖКХ, которые повышают стоимость платных услуг. Реформа должна предусматривать комплекс мер, тогда она будет носить целостный характер", — считает Александр Чубрик.

Наблюдатели выделяют несколько социальных групп, которые в наибольшей степени могут пострадать от повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

"Постоянный рост тарифов на такие услуги может оказаться наиболее чувствительным для пенсионеров, многодетных и неполных семей. В таких семьях количество занятых членов семей относительно невелико, им сложно получить эффект от масштаба, и поэтому для них повышение тарифов имеет наибольшее значение", — констатирует экономист Глеб Шиманович.

Рост тарифов на платные услуги, добавляет он, можем изменить потребительскую корзину значительной части населения, которая не располагает высокими денежными доходами.

"Опыт других стран показывает, что рост тарифов приводит к снижению средств, которые население направляет на сбережения, уменьшению спроса на товары длительного пользования и к переходу на более дешевые продукты питания", — говорит Шиманович.

Повышать тарифы на жилищно-коммунальные и транспортные услуги Беларуси сегодня рекомендуют в том числе западные эксперты, которые исходят из того, что стоимость всех товаров и услуг должна быть рыночной.

Экономисты Всемирного банка в недавней аналитической записке отмечали, что на оплату счетов за коммунальные услуги приходится менее 6% совокупных расходов белорусских семей. В то же время в других европейских странах этот показатель составляет 10%. Поэтому, делали вывод эксперты, в Беларуси существуют резервы для повышения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Наверное, это так. Однако не стоит забывать, что в других европейских странах, экономика которых реально рыночная, у населения больше возможностей для профессиональной самореализации. В белорусской модели, которая зиждется на доминировании госпредприятий, созданных в советское время, частный сектор развивается медленно и населению в этих условиях сложно находить более высокооплачиваемую работу.

Поэтому можно, наверное, согласиться с экономистами, которые говорят, что начинать структурные реформы в Беларуси нужно с предприятий, а не с кошельков населения.

"Повышение тарифов — отнюдь не основной элемент программы реформ, в которых нуждается страна. Вначале необходимо договориться о том, как мы будем реформировать сектор госпредприятий и создавать стимулы для развития частного сектора. Само по себе увеличение тарифов не позволит увеличить темпы экономического роста и перейти на путь устойчивого экономического развития", — резюмировал Александр Чубрик.

Новости по теме

Новости других СМИ