Александр Бухвостов: Рабочие МАЗа настроены осторожно


Работники одного из гигантов белорусского автопрома надеются на стабилизацию ситуации на заводе и жалуются на низкие зарплаты.

Активисты Свободного профсоюза металлистов (СПМ), участвовавшие в пикете по сбору подписей за выдвижение лидера партии коммунистов "Справедливый мир" Сергея Калякина кандидатом в президенты, расспросили рабочих около проходной Минского автомобильного завода (МАЗ) о ситуации на предприятии.

– Рабочие задавали вопрос, что планируют сделать кандидаты в президенты, чтобы МАЗ работал, чтобы продавалась продукция, была возможность ходить на работу постоянно, а не по укороченному графику, и получать нормальную зарплату? – сообщил praca-by.info лидер СПМ Александр Бухвостов. – Они настроены очень осторожно. Те, кто подходил, конечно, говорили, что ситуация на заводе тяжелая. Но были и хорошие новости. Один рабочий рассказал, что автобусное производство возобновило работу, даже в три смены люди работают.

По словам профсоюзного лидера, рабочие обеспокоены сокращением численности на заводе.

– Сейчас работает порядка 16 тысяч по сравнению с тем, что два года назад на заводе было 22 тысячи. Особенно много людей сократили в прошлом году. Я знаю это и по данным о численности профсоюзов работников промышленности и АСМ. Они в 2014 году где-то по 10 тысяч человек потеряли, – говорит Александр Бухвостов.

Он добаляет, что, по словам рабочих, проблем с выплатой зарплаты на МАЗе нет, проблемы – с её размером:

– Один рабочий сообщил, что за месяц на бригаду из 6 человек заработали всего 17 миллионов. Меньше чем по три миллиона на человека получили.

Бывший рабочий МАЗа Владимир Волков, уволившийся с предприятия в 2014 году, подтверждает информацию о крайне низких заработках на заводе:

– По рассказам моих бывших коллег, ситуация на МАЗе плачевная – численность рабочей силы сократилась на треть, причем большую часть составляют управленцы. Рабочие пытаются найти новую работу и уйти с завода, потому что даже управленцы получают 4-4,5 миллиона, – поделился с praca-by.info Владимир Волков.

МАЗ работает по такому графику, – продолжает рабочий, – пару часов в первую смену, полдня. Бывший коллега рассказывал, что за прошлую неделю заработал 500 тысяч – раньше за рабочую неделю получал миллион двести – миллион триста. Во вторую смену работы в принципе нет, естественно, люди ничего не зарабатывают: посидел без толку два часа – пиши заявление, потому что нет работы.

Сейчас реальные зарплаты – 2-2,5 миллиона, в редком случае – около трех миллионов. Когда я работал в автобусном цехе, в 2014 году, люди получали по 11-13 миллионов, некоторые выгоняли 15 миллионов. Уже в 2014 году зарплаты резко свалились до 3-4, максимум 5 миллионов. Сейчас зарплаты еще больше упали – до 2-3 миллионов.

По словам Владимира Волкова, многие работники МАЗа по окончании срока контракта увольняются, а те, кто остался, вынужден искать подработку.

Тем не менее, Александр Бухвостов, пообщавшись с рабочими около проходной МАЗа, сделал вывод, что возмущение людей еще не достигло своего пика:

– Рабочие говорят о том, что ситуация тяжелая, но они еще не настолько возмущены, чтобы выступить с требованиями. Мы столкнулись с таким безразличным отношением: "тяжело, но я сам буду решать вопросы". Думаю, люди наблюдают пока, потому что им есть за что жить, – предположил профсоюзный лидер.

– Все зависит от наличия заказов. Сейчас уже отказались от старой стратегии работы на склад. Ситуация не позволяет. И так предприятие убыточное, есть к тому же проблемы с поставкой комплектующих. Общеизвестно, что проблемы нашего автопрома напрямую связаны с кризисом в России, – добавляет профсоюзный лидер.

Он также обращает внимание на то, что "рабочие судят о ситуации на своем примере и на примере своих коллег, они не оценивают ситуацию на заводе в целом".

– Но, думаю, ожидать, что МАЗ полностью ляжет, рановато, у предприятия еще не исчерпан потенциал, – резюмирует Алексадр Бухвостов.


Справка.

По данным Белстата, в 2014 году выпуск грузовых автомобилей в Беларуси (прежде всего это продукция МАЗа) уменьшился на 50%.

По данным аналитического агентства "Автостат", в первом полугодии 2015 года продажи грузовых транспортных средств в России сократились на 46,6% в сравнении с показателем за январь – июнь 2014 года, до 24,1 тыс. единиц. В июне 2015 года в России продано 4 тыс. грузовиков. Это на 41,6% меньше, чем за июнь прошлого года.

В то же время, результаты продаж Минского автозавода в июне оставляют надежду на «выздоровление» предприятия, пишет belrynok.by.

За прошлый месяц белорусский производитель грузовых автомобилей реализовал в России 266 ед. своей техники, по сравнению с маем текущего года продажи выросли на 104 автомобиля, или более чем на 60%. Это позволило МАЗу вернуться в тройку самых продаваемых брендов на российском рынке.

Однако относительно июня 2014 года сбыт его продукции в РФ упал на 57,3%. А по итогам всей первой половины 2015 года, если сравнивать с аналогичным периодом 2014 года, продажи МАЗов также сократились весьма значительно – на 56%, до 1.769 машин.

Новости по теме

Новости других СМИ