Бывшего пилота Лукашенко посадили на семь лет за взятку


Приватизация авиакомпании "Трансавиаэкспорт" закончилась семи годами колонии усиленного режима для ее бывшего директора Владимира Мельника.

Как установил суд, для успешного решения вопроса о продаже акций предприятия чиновник запросил у российского покупателя 500 тысяч долларов, передает "Ежедневник".

Бывший директор авиакомпании "Трансавиаэкспорт" (99,9% принадлежит государству) признан виновным по двум статьям Уголовного кодекса: подстрекательство к даче взятки в особо крупном размере и покушение на мошенничество в особо крупном размере.

Судья Центрального района Минска согласился с прокурором и назначил наказание в виде лишения свободы сроком на семь лет в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Арестованные 35 тыс. евро и 30 тыс. долларов обращены в доход государства. Будет ли обжалован приговор пока неизвестно.

Что касается сути обвинения, то обвиняемый долгое время работал директором Департамента по авиации Минтранса. В 2012 году из департамента он уволился по соглашению сторон, но почти сразу устроился на должность директора авиакомпании "Трансавиаэкспорт", входившей в структуру министерства и подотчетной департаменту.

"Трансавиаэкспорт" была включена в список государственного имущества, подлежащего приватизации. Вокруг продажи авиакомпании и возникло коррупционное дело Владимира Мельника.

Разговоры о продаже компании начались еще в то время, когда обвиняемый был директором департамента. Уже тогда на него вышел представитель российской компании «Поластра» Вадим Самецкий. Обвиняемый описал заинтересованному лицу процедуру выкупа акций по белорусскому законодательству и другие детали. Однако на рабочем сотрудничестве знакомство не закончилось. Оба, будучи бывшими пилотами, быстро нашли общий язык в одном ресторане, посвященном авиационной тематике. Завязалась дружба.

Как было установлено судом, в 2012 году Владимир Мельник стал директор "Трансавиаэкспорта". Финансовая и техническая ситуация на предприятии была тяжелой, поэтому вопрос о приватизации к том моменту не потерял своей актуальности. В это же время дружба между обвиняемым и российским гостем только крепла. Последний пообещал Владимиру Мельнику, что при успешном приобретении компании, тот сохранит свою должность, а его оклад значительно увеличится.

В то же время, по словам бывшего директора, Вадим Самецкий начал интересоваться, сколько и куда нужно занести денег, чтобы вопрос решился. Мол, в России так принято. Договорились на 500 тыс. долларов. Сумма должна была бы распределена на три части: 350 для самого обвиняемого, 100 для министра транспорта и коммуникаций и 50 для чиновника из Оперативно-аналитического центра при президенте, который курировал соответствующие вопросы. Любопытно, что по данным следствия первоначальная цена, названная директором авиакомпании, составляла целых два миллиона долларов.

Владимир Мельник утверждает, что знал о том, что ни он, ни министр, ни тем более чиновник из ОАЦ на решение комиссии по приватизации повлиять не могут. Обвиняемый просто обманывал Владимира Самецкого с целью обогатиться перед выходом на пенсию. Правда он объяснял суду, что собирался взять деньги только после продажи компании и только легальным способом – через бонусы и премии на будущей работе. Нести же деньги он никуда не собирался. На этом основании бывший директор отвергал обвинения в подстрекательстве к даче взятки. Во время слушания дела он не раз повторял, что просто мошенничал, водил товарища за нос, в чем раскаивается.

В то же время на "Трансавиаэкспорте" уже тогда сомневались в чистоте будущей сделки. Теперешний директор компании, занимавший должность зама Владимира Мельника, рассказал суду, что среди работников авиакомпании еще до задержания директора ходили слухи, якобы тот занес министру 100 тысяч долларов для решения вопроса.

Кстати, и Вадим Самецкий в этой ситуации оказался не таким уж бескорыстным. В одном из разговоров, он заявил другу, что уже много потратил в Минске денег, пытаясь провести сделку. В ответ на это, Мельник, будучи уверенным, что все деньги пойдут ему, широким жестом предложил ему часть денег из своей доли: "Бери из моих 100 тысяч, нормально?" - "Приземленно", - согласился московский товарищ.

История с полумиллионным откатом закончилось в апреле этого года. Владимир Самецкий привез другу 30 тыс. долларов. Почему именно эту сумму и для чего она предназначалась в суде так и не объяснили. Владимир Мельник то соглашался, что это была часть от оговоренных 500 тыс., то заявлял, что считал эти деньги взятыми в долг. Хотя позже он вспомнил, что Самецкий остался ему должен еще две тысячи. Что бы там ни было, купюры оказались меченными, а в соседней комнате была оборудована прослушка. Как только обвиняемый покинул помещение, то был арестован сотрудниками милиции в присутствии понятых. Дальнейшее следствие и судебное разбирательство, мягко говоря, не затянулись. Уже третьего августа судья Валерий Есьман вынес обвинительный приговор.

Интересно, что Владимир Мельник является пилотом с 35-летним стажем полетов. Был первым летчиком страны, пилотирующим Боинг 737. Как рассказал его бывший зам, обвиняемому доводилось управлять "бортом №1", то есть он возил Лукашенко.

Новости по теме

Новости других СМИ

Дорогие читатели, в дискуссиях на нашем сайте все чаще стали проявляться нарушения правил комментирования. Троллинг, флуд и провокации затопили вдумчивые и остроумные высказывания. Не имея ресурсов на усиление модерации и учитывая нюансы белорусского законодательства, мы решили без предупреждения отключить комментирование. Но присоединяйтесь к обсуждениям в наших сообществах в соцсетях! Мы есть на Facebook, «ВКонтакте» и Twitter