Когда собственноручный кризис постучался уже в каждую дверь, самое время завязывать с "народным хозяйством"

Ярослав Романчук, Naviny.by

Беларуси нужна народная экономика. По-настоящему народная. Такая, в которой все экономические решения (инвестиции, производство, потребление) принимают люди в рамках только своих денег и ресурсов.

Раз по Конституции в нашей стране вся власть народу, то пусть она у него, в конце концов, окажется. В основном документе страны нигде нет мелкого шрифта, который уточняет, что «власть над экономикой осуществляется при посредничестве и покровительстве Государства».

Настоящая власть — это там где деньги, ресурсы и активы. Кто ими распоряжается и управляет, того и власть. В Беларуси около 80% всего капитала находится в руках распорядителей чужого (политиков и чиновников). Де-факто они владеют богатствами нашей страны. У них вся полнота власти. Значит, за почти 25 лет независимости Беларусь так и не стала народным государством. Партхозноменклатура и её клон в виде Вертикали в нарушение Конституции до сих пор не передали власть народу.


Кому родна инородная экономика

Беларусь наелась досыта «народным хозяйством». Эта модель экономики является инородной, чуждой для страны. В ней люди отделены от земли, ресурсов и активов, а чиновники к ним крепко присосались.

«Народное хозяйство» — это неисчерпаемый сосуд для любителей чужого, т.е. для халявщиков. Аморальность и лицемерие этой модели заключается в том, что её идеологи и пропагандисты представляют издевательства над людьми, как заботу о них. Мол, это население само попросило обеспечить высокую инфляцию, провести девальвацию, забрать у них половину заработанного, на старость загнать в ловушку бедности. Это сам электорат хочет, чтобы чиновники получали за «служение народу» коттеджи по 1,5-2 млн долларов, а люди занимали очередь за талонами к врачу в 5 утра.

Белорусское «народное хозяйство» — инородная модель для людей, которые привыкли жить за свой счёт, обеспечивать благополучие своей семье умелой головой и руками. Она родная для распорядителей чужого, потому что она их кормит, поит, одевает, развлекает и даже хоронит за счет налогоплательщиков — вне зависимости от качества работы, пользы для людей и морального облика.

На научном языке народная экономика называется инклюзивной. Она включает людей в экономические процессы, в систему разделения труда. Она не оставляет за бортом людей, потому что общество через самые разные организации, в том числе благотворительные и религиозные, помогает тем, кто попал в беду.

В инклюзивной экономике предпринимателей не нужно понукать и заставлять создавать рабочие места. В инклюзивной экономике сосед соседу друг, помощник и партнер. В ней есть место каждому, кто может делать руками или головой что-то нужное для потребителей.

Эксклюзивная или инородная экономика («народное хозяйство») — это вотчина олигархов, VIP-номенклатурных начальников, силовых «крыш» и «серых» анонимных регуляторов каждого шага человека. Она исключает или резко ограничивает частную собственность и персональную ответственность за ошибки. В ней есть бароны и слуги, главные граждане и второстепенные, неподсудные и осуждаемые за каждый чих, которые сделан не по букве тысяч правовых инструкций.

В инородной экономике сосед соседа не видит из-за высокого забора, злых собак и ослепляющей зависти.


Капитализм как системная инклюзивность

В начале сентября 2015 г. Всемирный экономический форум (ВЭФ) опубликовал новое исследование «Доклад о развитии и инклюзивном росте 2015». Ученые думают, как повысить производительность труда, открыть новые источники экономического роста, создать новые рабочие места и обеспечить повышение благосостояния. Авторы доклада просканировали 112 стран по 140 количественным индикаторам. Вот основные пять выводов.

Первый вывод: идеальных стран нет. Нет ни одной страны, которая была бы лидером по всем факторам, обеспечивающим инклюзивный рост. Более того, нет ни одной страны, которая имела бы оценку выше среднего по всем 15 подкомпонентам. Это значит, что всем государствам есть чему поучиться, есть что изменить.

Это значит, что ни одна страна не является примером для слепого подражания и копирования. В каждой стране должна быть интеллектуальная элита, которая способна обрабатывать важную информацию и создавать по-настоящему народную экономику.

В Беларуси власти услугами свих интеллектуальных ангелов-хранителей не пользуется. Распорядителям чужого понятней язык казино, бани и беспробудного застолья.

Второй вывод: создавать открытую экономику, институты экономической свободы не значит гробить социальную политику и обрекать людей на бедность. В современном мире есть множество примеров того, как именно народная, капиталистическая экономика помогла выбраться из бедности сотням миллионов людей.

Переход Беларуси на систему адресной денежной поддержки по-настоящему нуждающимся при одновременной отмене ценового регулирования, вмешательства в производство и конкуренцию со стороны иностранных производителей ежегодно сэкономили бы государству 3-5 млрд долларов.

Третий вывод: прежде чем распределять деньги, нужно их заработать. В народной экономике прибыль получают частные собственники. Важно культивировать культуру солидарности, добровольной поддержки людей. Она гораздо эффективнее для страны, чем грубое принуждение к социальному «партнерству» через налоги.

Не имея солидных демократических институтов, культуры уважения частной собственности, децентрализованной системы власти и открытой политической конкуренции копировать развивающимся, переходным странах скандинавскую модель губительно. Белорусские власти завистливо смотрят на Швецию, забывая, что более 60 лет XX века эта страна имела самые низкие в Европе налоги, самый отрытый режим торговли и полные гарантии института частной собственности.

Четвертый вывод: народная, инклюзивная экономика строится на стабильных деньгах, прочных финансовых институтах, качественной системе образования и активном вовлечении людей в предпринимательство. Раз белорусское государство более чем за 20 лет не научилось создавать настоящие деньги, качественные финансовые институты, настоящие университетские знания, которые признаны во всем мире, значит, нам нужно заимствовать иностранное, но качественное и солидное.

Пятый вывод: свободный рынок не исключает людей из экономики. Это делают распорядители чужого своими нормативными актами и вовлечением государства в экономику. Налоговые, земельные, таможенные, гражданские, трудовые кодексы, законы о лицензировании, зонировании, квотах и административных процедурах превратили в безработных, нищих и зависимых от поддержки государства несравненно больше людей, чем национальный и иностранный бизнес вместе взятые.

Это вполне объяснимо. Инородная, эксклюзивная экономика строится на создании зависимости одних от других.

Доклад об инклюзивном росте и развитии — это еще одна интеллектуальная подсказка белорусским властям в условиях углубляющегося экономического кризиса. Вы не знаете, что делать? Вот, читайте, анализируйте, адаптируйте к состоянию институтов государства, бизнеса и общества.

Среди самых народных, свободных стран мира, в которых доминирует частная собственность, открытая конкуренция и свободная торговля, вы не найдете ни одной, которая бы консервировала бедность и отсталость.

Не вдаваясь в анализ десятков показателей, сравним хотя бы производительность труда в народных и инородных странах.

Так, в Швеции ВВП на душу населения составляет 57 909 долларов, производительность труда по ппс — 52 380 долларов, в Германии — 44 999 и 44 3243 долларов, США — 53 101 и 68 374 долларов, Южной Корее — 24 329 и 45 478 долларов, Сингапуре — 54 776 и 49 719 долларов соответственно.

Для сравнения, ВВП на душу населения в России составляет (это, разумеется, до девальвации 2015 года) 14 819 долларов, производительность труда — 19 656 долларов, в Украине — 3919 и 10 552 долларов, в Казахстане — 12 843 и 25 447 долларов, в Молдове — 2229 и 15 190 долларов соответственно.

Беларусь более 20 лет развивается в жестких рамках инородной экономики. В результате мы имеем порочную систему, когда производительность труда в нашей стране в 2-4 раза ниже, чем в народных, капиталистических экономиках.

Так кто же в здравом уме и в условиях кризиса будет покупать наши товары, которые проигрывают производителям народных экономик и по цене, и по качеству?

Когда собственноручный кризис постучался уже в каждую дверь, самое время завязывать с «народным хозяйством». «Пора вернуть эту землю себе» — иначе бюрократический поезд в огне превратит нашу Синеокую в экономическое и социальное пепелище.


Об авторе.

Ярослав Романчук. Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса. Автор/соавтор восьми книг, свыше 1200 публикаций на экономическую тему. Лауреат премий Atlas Economic Research Foundation (2006, 2007), награды Свободы ISIL (2003 г). Автор разработанных демсилами Концепции интеграции Беларуси в ЕС, партнерства Беларуси и России, концепции бюджетной и налоговой политики Беларуси, Антикризисной программы для Беларуси, руководитель рабочих групп по разработке Национальной платформы бизнеса, Концепции молодежной политики. С апреля 2000 года по сентябрь 2011-го — заместитель председателя Объединенной гражданской партии. Кандидат в президенты на выборах 2010 года.

Новости по теме

Новости других СМИ