Бухвостов: Вся система, которую выстроил Лукашенко, держится на принципе колхоза


В начале будущего года белорусское машиностроение ожидает коллапс, считает профсоюзный лидер.

– Думаю, слишком много самосвалов скопилось на складах. Сложно сказать, какую выгоду такой подарок сулит Беларуси? – прокомментировал praca-by.info решение Лукашенко оказать гуманитарную помощь Таджикистану самосвалами МАЗа председатель Свободного профсоюза металлистов Александр Бухвостов.

Полномочный Посол Беларуси в Таджикистане Ольга Гаврук выразила уверенность, что когда таджикские партнеры лучше ознакомятся с техникой МАЗ, сотрудничество в этом направлении резко возрастет.

Александр Бухвостов не согласен:

– Возможно, Лукашенко рассчитывает на некую перспективу сотрудничества с Таджикистаном. Но что с него можно взять – разве что хлопок? Возможно, Лукашенко хочет получить заказы из Таджикистана, поэтому и «заслал» самосвалы. Но Таджикистан бедная страна. Однако сейчас белорусское машиностроение может рассчитывать только на среднеазиатский рынок. Хотя рядом Китай, с которым Беларусь конкурировать не в состоянии.

По сведениям Белстата, за январь-июль 2015 года убыточными были 1589 белорусских организаций, или 20,1% от общего количества организаций, учитываемых в текущем порядке. За год количество убыточных предприятий выросло почти на 40%!

Какое место в ранжире занимает МАЗ?

– МАЗ все-таки очень крупное предприятие. Автобусное производство, например, работает даже в три смены, работает производство тягачей. Но предприятие в любом случае не прибыльное – убыточное. Другое дело, МАЗ – громадное производство, поэтому его сложно поставить под банкротство. Хотя продукцию некуда продавать, - отметил Александр Бухвостов.

На МаЗе продолжительность рабочего времени составляет 16 вместо 22-23 рабочих дней.

Профсоюзный лидер утверждает, что официальная статистика учитывает только те предприятия, которые официально считаются убыточными. Но на деле, по его словам, многие заводы существуют только номинально:

– Ничего удивительного нет. Вся система, которую выстроил Лукашенко, держится на принципе колхоза: работают кто как может, а доходы делят поровну. Отдельные предприятия работают, другие – просто сохраняют рабочие места. Главный вопрос: куда девать людей? Все убыточные предприятия нужно поставить под санацию или ликвидацию. Ведь многие предприятия уже просто исчезли и числятся номинально. От мотовелозавода практически ничего не осталось: работают единицы. Если раньше завод продавал 20 тысяч мотоциклов во Вьетнам, то сейчас его вытеснили со всех рынков, и предприятие фактически загнулось. «Горизонт», «Витязь» – в таком же состоянии, просто не выдерживают конкуренции.

Есть заводы, которые работают, несмотря на все проблемы, – продолжает Александр Бухвостов. – «Интеграл», например. Это связано с тем, что ряд технических, электронных производств из-за санкций попал в сложное положение, поэтому все заказы пошли в Беларусь. Но, с другой стороны, санкции заставили шевелиться российских производителей, среди которых возникла сильная рыночная конкуренция. Там все-таки рыночная экономика, здесь – распределительная, - пояснил профсоюзный лидер.

Александр Бухвостов уверен, что белорусское машиностроение приближается к коллапсу. Практически все предприятия длительное время работают по сокращенным графикам. К примеру, борисовский завод «Автогидроусилитель» работает три дня в неделю. По понедельникам рабочих заставляют брать за свой счет, по пятницам – оплата по 2/3 тарифной ставки оклада. Задержка зарплаты приобрела хронический характер.

Минский подшипниковый завод также работает три-четыре дня в неделю. Рабочих в течение рабочей недели могут отпускать, предупредив, что вызовут, если появится работа.

Структура машиностроительного комплекса такова, что агрегатные заводы Осипович, Борисова, Баранович, Бобруйска в основном завязаны на сборочные конвейеры МАЗа, МТЗ, БелАЗа, переживающие сегодня серьезный кризис, а также на предприятия России, которые постепенно отказываются от услуг белорусских коллег.

– Очень скоро белорусское машиностроение ожидает коллапс. Весь машиностроительный комплекс стал убыточным и, похоже, вошел в штопор. И падение производства уже не остановить, – констатировал Александр Бухвостов.

Новости по теме

Новости других СМИ