Наболело. Какие старые задачи придется решать новому правительству

Наталья Васильева, Сергей Яковлев, Анна Сергеева, TUT.BY

На недавнем президентском совещании выяснилось, что новое правительство, как и ожидалось, в основном будет старым. А вот работать ему, по словам Александра Лукашенко, «по-старому будет невозможно», тем более, что задачу придется решить непростую: «главное — жизненный уровень должен расти», заявил президент. Некоторые сложные задачи нынешнему составу правительства ранее оказались по зубам, но TUT.BY насчитал еще немало острых проблем, которые наверняка придется решить на пути к решению президентской сверхзадачи.


Максимально либерализовать визовый режим

О том, что даже отсутствие виз с какой-либо страной не обеспечивает рывка в развитии въездного туризма и деловых отношений в Беларуси повторяют часто. Но с тем, что либеральный визовый режим — важный фактор для развивающейся и декларирующей свою открытость страны, тоже сложно спорить. Шаги в этом направлении могут не только повысить интерес к Беларуси, который при надлежащих усилиях можно трансформировать и в турпотоки, и в инвестиционные проекты, но и приблизить счастливый финал переговоров Беларуси и ЕС об упрощении визового режима. Были надежды, что если ситуация будет развиваться по позитивному сценарию, то уже весной 2016 года консульский сбор для Белорусов может подешеветь. Однако на фоне этой перспективы в вопросе облегчения визовой политики с ЕС Беларусь по-прежнему отстает от стран — членов Восточного партнерства.


Снизить давление на бизнес и общество

Давление, разносы и запугивания «вплоть до уголовных дел» не решают проблем ни в экономике, ни в гражданском обществе. Недовольный и измотанный назойливыми проверками силовиков бизнес жалуется президенту, а рост давления не сокращает дебиторку.

К главе государства приходится стучаться и по совсем уже безобидным поводам. Самый яркий пример — обращение на ежегодной пресс-конференции Лукашенко 29 января журналистки BBC Татьяны Мельничук, заявившей: «Сильная власть никогда не будет бояться критики и унижаться до мелочной расправы с теми, кто критикует что-то, что происходит не так. (…) Поэтому очень карикатурными выглядят некоторые действия власти, когда, например, арестовывается четверка вышедших к посольству Франции с табличкой „Я Шарли!“, именно в тот день, когда во всем мире вспоминают погибших в редакции этого французского еженедельника».

Президент поддержал позицию журналистки: «Полностью подписываюсь под каждым словом. Это ваш вопрос, Александр Николаевич. (Косинец, глава администрации президента. — TUT.BY). Что это такая большая проблема для нас? Что, где-то у нас карикатуры на пророка Мухаммеда разместили? Ну вышли четыре человека, они что, против мусульман вышли? Когда власть начинает мельтешить и это делать, это идиоты. Они просто действуют во вред этой власти». Действительно, ни четыре, ни четыреста человек угрозы уверенному в себе руководителю не представляют.


Ликвидировать перекрестное субсидирование

Больной зуб белорусской экономики — перекрестное субсидирование, то есть перераспределение финансовой нагрузки с одних потребителей ресурсов на другие. Непростая система взаимных «финансирований» не позволяет реально оценить степень эффективности предприятий и отраслей. Многолетние попытки решить проблему, в том числе с указаниями конкретных сроков, пока мало что изменили. Пока реальный сектор по-прежнему выдыхается под тяжелым бременем, однако уйти от завышенных тарифов, заставив население полностью оплачивать свое потребление, к примеру, тепловой энергии, не удается. По планам белорусских властей, сформированных под настоятельные требования потенциальных кредиторов, в 2018 году население будет полностью покрывать стоимость всех жилищно-коммунальных услуг, кроме теплоснабжения. За отопление и воду белорусы будут платить не полностью даже в 2020-м году. Проблема в том, что кредиторов такие сроки устраивают не очень, да и промышленные предприятия теряют свои позиции и ресурсы быстрее, чем растет благосостояние людей.


Отказаться от регулирования цен

Введенное во благо народа и распространяемое на социально значимые виды продукции госрегулирование цен — еще одна «красная тряпка» сторонников реформирования и либерализации. Аргументы международных экспертов звучат весьма убедительно: регулирование цен препятствует эффективному распределению ресурсов и, как ни парадоксально, создает постоянное давление на директивные цены в сторону повышения. МВФ к примеру, отмечает, что регулируемые цены в Беларуси демонстрировали в среднем более высокие темпы роста в 2012—2014 годы, чем нерегулируемые. Цены на бензин, алкоголь, большинство услуг с одной стороны, повышались нечасто, но если рост был, то обычно весьма значительный (вплоть до двузначных величин), и в среднем они намного опережали рост цен на нерегулируемые товары и услуги.


Дать предприятиям эффективного собственника

Сообщения о финансовом состоянии белорусского реального сектора напоминают все более грустные сводки об угасании безнадежного проекта. За январь-август 2015 убыточны — 21,6% предприятий (1707 штук), за год их число выросло на 50,9%. А сумма чистого убытка — и вовсе в 4,2 раза. О проблемах увязшего в долгах сельского хозяйства, в которое с одной стороны вливают деньги, с другой — не менее регулярно выкачивают ресурсы, и вовсе говорят уже с самых высоких трибун. В частности, на недавнем совещании с участием министра сельского хозяйства Леонида Зайца было отмечено, что одним из главных направлений долгосрочных преобразований должно стать формирование эффективного собственника на селе. Для этого нужны и благоприятные условия для привлечения инвесторов, и механизмы, которые бы позволили руководителям и специалистам сельхозорганизаций сформировать свою долю собственности в открытых акционерных обществах. «Нам необходимо найти эффективного собственника, дать возможность ему себя реализовать. Мотивацией для руководителя, успешно развивающего в течение не менее чем трех лет хозяйство, может стать продажа ему государством части акций этого же хозяйства. Таким образом появится настоящий хозяин на земле», — сказал министр. Неэффективным госпредприятиям пора, наконец, найти эффективного частного собственника.


Утолить кадровый голод в медицине и образовании

Уже который год идут разговоры о том, что у нас все плохо с учителями младших классов и воспитателями детсадов. К примеру, на каждый сад в Минске в среднем приходится минимум одна вакансия воспитателя — и это официальные данные. Чтобы «залатать дыры», в столице за учительские столы сажают студентов.

Чиновники взялись увеличивать набор педагогов вузах, но сделать это становится с каждым годом все сложнее. В прошлом году педуниверситет им. Танка выполнил заявку от Мингорисполкома по учителям начальных классов и воспитателям всего на 10%. Абитуриентам факультета дошкольного образования было достаточно набрать 160 баллов из 400, будущие учителя начальных классов поступали со 188 баллами.

В медицинские вузы каждый год набирают все больше студентов: в этому году выпустили 3200 специалистов. Нам обещают, что со временем приток молодых врачей закроет кадровую брешь. А пока белорусские больницы и поликлиники по-прежнему «в минусе». На 10 000 человек сегодня приходится 41 врач — это хуже, чем в России, Украине и даже Армении. Столице в прошлом году не хватило 900 врачей и почти 2,5 тысяч медсестер. Если учесть, что Минск — самый укомплектованный врачами регион, ситуация в глубинке вызывает беспокойство. В некоторых районах республики из года в год недобирают 30−40% от нужного числа медработников.

Наболело. Какие старые задачи придется решать новому правительству

Фото: Вадим Замировский, TUT.BY

Периодически медики и педагоги получают из бюджета денежные надбавки, о которых громко рекламируют в прессе. Но даже с учетом этих выплат зарплаты в здравоохранении и образовании остаются одними из самых низких в стране. По данным Белстата, в среднем, это 4,5 -5,5 миллиона рублей грязными. С такими зарплатами трудно говорить о престиже профессии. Получив опыт, медики стремятся уйти в частные центры, а молодые учителя убегают, едва заканчивается распределение. Очевидно, что точечные меры — увеличение наборов в вузы или разовые выплаты — ситуацию уже не спасут.


Реформировать пенсионную систему

Демографическая ситуация в стране непрозрачно намекает, что одной из главных задач социального блока правительства должен стать вопрос пенсионной реформы. Сегодня в Беларуси (как и в России) самая низкая планка по пенсионному возрасту среди европейских стран. При этом в стране сейчас почти 2,6 миллиона пенсионеров. Это значит, что на одного заслуженно отдыхающего приходится всего 1,6 работающих.

И речь идет не только о том, чтобы поднять пенсионный возраст для всех или для отдельных категорий граждан. Это, как не раз уже говорили эксперты, скорее вопрос времени. Необходимо создание новых механизмов накопительной пенсии и постепенный уход от солидарной системы. Пока же существующие возможности не являются привлекательными для большинства населения. Например, даже министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина призналась, что не пользуется ими и рассчитывает на помощь детей после того, как перестанет работать.


Признать актуализацию проблемы безработицы, поднять пособия

Возможное ухудшение ситуации на рынке труда уже заложено в концепцию программы «Социальная защита и содействие занятости 2016−2020». Один из показателей — рост уровня безработицы в два раза. Оценки Всемирного банка не такие оптимистичные и говорят о пятикратном увеличении «клиентов» центров занятости.

В ситуации, когда главным источником доходов у подавляющего большинства населения является зарплата, потеря работы автоматически переносит вас за черту бедности. Именно поэтому один из самых простых способов решить проблему является увеличение пособия по безработице до уровня бюджета прожиточного минимума (с нынешних 15 долларов). Одновременно с этим нуждается в пересмотре и система переподготовки кадров, чтобы рынок труда получал нужных специалистов.


Прекратить алкоголизацию населения

У Беларуси есть все шансы стать страной спившихся людей. На фоне того, что в 2014 году Всемирная организация здравоохранения признала нас самой пьющей страной мира, спиртное большинству осталось по карману.

По данным Белстата, в сентябре этого года литр водки в Беларуси можно купить за чуть больше, чем 126 тысяч рублей (немного больше, чем 7 долларов), крепленого вина — за больше, чем 91 тысяча (5,3 доллара), а столового — за больше, чем 82 тысячи (4,8 доллара). В среднем в год белорусский мужчина выпивает 27,5 литра чистого спирта.

На примере 2008 года специалисты первый и единственный раз посчитали экономический ущерб государству от употребления алкоголя. Выяснилось, что расходы на алкоголиков в несколько раз превышают доходы от продажи алкоголя. Если затраты, связанные с пьянством и алкоголизмом были 4,4 миллиарда долларов, то доходы от реализации алкоголя — 0,6 миллиарда.

Наболело. Какие старые задачи придется решать новому правительству

Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

На протяжении всей истории независимой Беларуси государство неоднократно пыталось бороться с пьянством. В 2013 году ужесточили ответственность за пьяное вождение. Летом этого года в столице запретили продавать алкоголь с 22-х часов и до 9 утра. Но санкции продержались два месяца. Уже в августе Лукашенко провел совещание по вопросам производства и оборота алкогольной продукции. Одно из поручений, которое президент дал во время совещания, — снятия ограничений по времени реализации спиртного. Через несколько дней это сделали в Минске, а за ним — в регионах.

По статистике СК, в этом году в почти 82% случаев убийства совершили люди в состоянии алкогольного опьянения.

МВД предлагает ужесточить требования к качеству алкогольной продукции, увеличить стоимость акцизной составляющей, регламентировать время реализации алкоголя в магазинах, чтобы не было ночной торговли. Специалисты системы здравоохранения также неоднократно высказывались в пользу введения ограничительных мер по продаже алкогольных напитков.

Новости по теме

Новости других СМИ