Шесть шагов реформы: Минэкономики похвастался первыми успехами и анонсировал новые действия

Ольга Лойко / TUT.BY

«Дорожная карта» структурных реформ для Беларуси содержит шесть разделов реформ, причем эти элементы должны «позитивно усиливать друг друга», заявил первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский на конференции «Экономика Беларуси: снова перед выбором».

«Мы в Министерстве экономики не делим экономистов и ученых на своих и чужих — главный критерий, это научная обоснованность, желание открыто и профессионально работать, конструктивно дискутировать», - заявил Заборовский. Именно в таком стиле, заверил он, Минэкономики совместно с Нацбанком и экспертами Всемирного банка работало над «дорожной картой» структурных реформ, которая легла в основу экономической политики в нынешнем году и «сформирует долгосрочную повестку структурной трансформации».

Приоритетным моментом Заборовский назвал вовлеченность: «открытый и понятный диалог, что делает политику правительства и Нацбанка предсказуемой для экономических агентов».

Фундаментом экономического развития страны первый замминистра считает макроэкономическую сбалансированность. «Это необходимое, но не достаточное условие для экономического роста», — признал Заборовский.

Главным результатом экономической политики 2015 года, базирующейся уже на «дорожной карте», стало то, что впервые за десять лет Беларусь вышла лучшие показатели по текущему счету: дефицит составил 1,3% ВВП. «Дефицит счета текущих операций до 3% ВВП приемлем для Беларуси. Такой дефицит и по нашей оценке, и по оценке экспертов МВФ, позволяет нормально финансироваться по финансовому счету на бездолговой основе», — отметил представитель Минэкономики.

Доверие к экономической политике властей, по оценке Заборовского, заметно выросло: «Как бы ее не оценивали местные эксперты, объективный оценщик — мировой рынок капитала. Премии к суверенным бондам Беларуси сократились до минимального за год уровня по сравнению с другими развивающимися рынками. Наши евробонды с февраля выросли в цене в два раза больше, чем бумаги России. Спред доходности долларовых облигаций с погашением в январе 2018 года по отношению к долговому индексу развивающихся стран JP Morgan сократился до одиннадцатимесячного минимума".

Он также озвучил ключевые параметры макроэкономического прогноза на будущий год, которые сегодня одобрило правительство. Инфляция в 2016 году не должна превысить 12% (декабрь к декабрю), дефицит счета текущих операций — до 3% ВВП, приток прямых иностранных инвестиций на чистой основе — до 2,5% ВВП, что обеспечит в целом бездолговое финансирование дефицита счета текущих операций. «Наряду с антиинфляционной программой и уверенной денежно-кредитной и валютной политикой Нацбанка это внесет ключевой вклад в поддержание долгосрочной макроэкономической стабильности», — подчеркнул Заборовский.

Второй блок «дорожной карты» — формирование эффективных финансовых рынков для улучшения распределения капитала. «Сегодня приоритет — это пошаговое устранение дисбалансов. Директивное кредитование не по рыночным ставкам сокращается с расширением эффективного рыночного кредитования на коммерческих принципах. В 2016 году, и сегодня это решение утверждено правительством, будет наведен идеальный порядок с администрированием и последовательным сокращением нерыночных кредитов», — заверил он. Это внесет свой вклад в увеличение ликвидности и позволит снижать ставки на кредитном рынке.

Все новые кредиты Банка развития с 2016 года будут выделять только по конкурсу, и условия будут одни для субъектов хозяйствования всех форм собственности, подчеркнул замминистра.

Третья составляющая реформ — трансформация госсектора. Заборовский подчеркнул, что доля государства в экономике Беларуси уже не 70−80%, как многие называют, реально менее 50% добавленной стоимости производят субъекты хозяйствования с долей государства 50% плюс одна акция и более.

«Если убрать металлургию, калий и нефтянку, то есть сугубо сырьевые, рентные отрасли, работающие эффективно и имеющие специфику, доля государства снизится до 37%», — добавил он. К 2020 году этот вклад составит и вовсе менее четверти.

Для трансформации госсектора предлагается «многомерная последовательная стратегия», которая включает сокращение господдержки и оказание ее на конкурсной основе (пакет документов об этом уже подготовлен), установление рыночной дисциплины и жестких бюджетных ограничений, реструктуризацию госкомпаний и отказ от убыточных видов деятельности (проект документа, по словам Заборовского, уже подготовлен). Вопросами реструктуризации и управляемого банкротства обещают заняться уже в будущем году.

Также запланирован переход от директивного планирования к индикативному.

«Все эти меры системно создают условия для межсекторального перетока ресурсов и государственного в частный сектор, в том числе — в малый и средний бизнес, из сокращающихся секторов экономики в растущие», — подчеркнул он.

Четвертой составляющей программы стало создание условий для увеличения числа рабочих мест в частном секторе путем улучшения инвестиционного климата, снижение регулятивной и налоговой нагрузки, обеспечение безусловных гарантий прав частной собственности.

Пятым пунктом «дорожной карты» Заборовский назвал содействие динамичному развитию рынка труда для повышения эффективности распределения трудовых ресурсов и укрепление системы соцзащиты. «Ключевая новация — переход к проактивной политике. Защищать не собственно рабочие места, а возможности людей зарабатывать доход. В том числе — на новых рабочих местах».

«Сегодня важно понимать: рынок труда в Беларуси не будет профицитным. За пять лет численность занятого населения сократится на 225 тысяч человек. Значит, ежегодно на рынок страны приходит меньше трудовых ресурсов, чем его покидает. Здесь у нас схожий профиль проблем, что и в Европе. Для роста эффективности рынка труда есть два приоритета — обеспечение мобильности рабочей силы и поддержка тех, кто временно работу потерял», — отметил он.

Шестая составляющая — формирование эффективных товарных рынков и рынков финансовых услуг. Тема включает «весь спектр институциональных секторальных реформ». Особенно, добавил Заборовский, в сферах инфраструктурных монополий — энергетике, ЖКХ. Здесь важно развитие мощной антимонопольной службы, поддержка конкуренции, либерализация ценообразования.

В частности, обратил внимание он, важна тарифная реформа в ЖКХ. «Субсидировать богатых за счет тарифов, не покрывающих затраты, расточительно», - уверен он. Уязвимым слоям населения при переходе к новому порядку ценообразования обещаны адресные субсидии.

Новости по теме

Новости других СМИ