Экономист Антон Болточко: предприниматели — не гуси, хватит общипывать их до последних перьев

Антон Болточко, onliner.by

Вечное противостояние — по-другому нельзя назвать отношения, которые за долгие годы сложились между белорусским государством и предпринимателями. Часто в этой вакханалии официальных заявлений, коллективных обвинений, чересчур эмоциональных мнений теряешь красную нить повествования и не можешь понять, на чьей же стороне правда.

Ситуация обострилась на фоне экономического спада. Покупательная способность населения резко сократилась: если год назад среднестатистический белорус зарабатывал $599 в эквиваленте, то по итогам октября его кошелек прохудился до $393. Согласно последнему опросу Белстата, половина семей в Беларуси и вовсе живет на сумму ниже 3,5 млн белорусских рублей на человека в месяц.

И казалось бы, государство должно подставить плечо национальному бизнесу — снизить налоги, сократить административные издержки и т. п., чтобы поддержать предпринимательскую инициативу. Но не тут-то было. Одобренный Советом Республики Национального собрания бюджет на следующий год подтверждает иное: бизнесу придется несладко, особенно малому и среднему.

Сокращен список тех категорий предпринимателей, которые могут применять упрощенную систему налогообложения, хотя это достаточно прогрессивное явление в нашей налоговой системе с низкими ставками и удобной формой учета; введены дополнительные административные процедуры, которые увеличат нагрузку на бизнес. Одновременно с этим с 1 января 2016 года предприниматели обязаны торговать в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности» и закупить недешевые платежные терминалы. Не забываем о негласном контроле над ценами и за соблюдением «добросовестной конкуренции».

И в этой обстановке бизнесу приходится воевать на два фронта. С одной стороны, креативить в поисках эффективных способов продвижения товара для сохранения своей доли на рынке. С другой — адаптироваться к новым правилам игры, которые государство меняет, как ему заблагорассудится.
Неудивительно, что после такого предприниматели Беларуси видят в государственных служащих церберов, готовых разорвать их в клочья. Редко услышишь от представителя бизнеса лестные слова в сторону чиновников при ответе на вопрос: «А что государство сделало хорошего для улучшения делового климата в стране?».

Хотя если обратиться к ретроспективе, то за последние десять лет сделано многое. С момента принятия новой Особенной части Налогового кодекса в 2010 году отменен местный налог с продаж товаров и услуг, а также сбор на развитие территорий; убрано лицензирование отдельных видов деятельности; упрощен порядок регистрации предприятий посредством объединения четырех процедур в одну; отменены требования о минимальном размере уставного фонда и т. д.

Успех прогрессивных изменений подтвердили международные организации (IFC и Всемирный банк), которые несколько раз включали Беларусь в десятку стран-лидеров, наиболее активно осуществляющих реформы в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Позитивные тенденции отметили и авторы исследования Tax Freedom Day 2016, проведя анализ ключевых изменений в системе налогообложения Беларуси в 2010—2015 годах.
За эти достижения однозначно необходимо почесать «злостных церберов» за ушком. Однако критерием успеха должно быть довольство нашего родного предпринимателя, а не заморских аудиторов. Соответственно, добрых дел было недостаточно!

В то же время государство не рассматривает частный сектор экономики в качестве равноправного партнера. Особенно в среде индивидуальных предпринимателей, малого и среднего бизнеса.

Для государства «частники» не формируют львиную долю бюджета, не продают тракторы поштучно, а сахар ложками, не создают достаточное количество рабочих мест. Наоборот, бизнесмены стараются вывезти валюту из страны, закупив импортную продукцию, оптимизируют численность работников в условиях кризиса и постоянно поднимают цены.

Самое же главное — за 25 лет существования независимой Беларуси, по мнению официальной власти, национальный бизнес и не думал расти. Индивидуальные предприниматели не смогли «выбраться из пеленок» — накопить достаточный капитал для последующих инвестиций в свое развитие. А малый и средний бизнес так и не превратился в крупные промышленные предприятия, которые так любят идеологи нынешней экономической модели. Конечно, в Беларуси появились свои «истории успеха», но, глядя на их количество, загрустят даже дерзкие «Монти Пайтон».

Короче говоря, бизнес-лифт в Беларуси не работает. На поиск тех, кто его сломал или не хотел им пользоваться, уйдет уйма времени. Поэтому лучше заняться делом!

Для начала хватит общипывать гуся до последних перьев, тем более что на улице декабрь, — хватит увеличивать налоговую и административную нагрузки на бизнес, особенно учитывая спад в экономике страны. Бизнес всегда был более адаптивен к изменчивому миру, чем государственный сектор. Главное — ему не мешать. Найдутся новые рынки, конкурентоспособные товары и так необходимый стране капитал для инвестиций.

Также пора навести порядок и в организационно-правовых формах. Индивидуальные предприниматели — форма, которая в 90-е была призвана узаконить «челночников», уже выполнила свою функцию. При этом превратившись в непонятное образование. Ведь, например, индивидуальный предприниматель в Беларуси может нанимать до трех человек, а это — уже малая компания, а не способ самозанятости.

Но ни в коем разе нельзя закрывать возможность обычным людям самостоятельно зарабатывать свой первый капитал. Поэтому взамен можно обратиться к опыту развитых стран, прославившихся своей предпринимательской инициативой.

Так, стоило бы разрешить каждому гражданину без уведомления каких-либо органов единолично вести свой малый бизнес. Единственной формой отчетности была бы налоговая декларация. При этом ответственность такого предпринимателя должна быть неограниченной: в случае нарушения законодательства покрывать издержки придется всем своим имуществом.

В результате такого переформатирования индивидуальных предпринимателей государство многого не потеряет. Даже кое-что может приобрести. На сегодняшний день индивидуальные предприниматели формируют очень малую долю консолидированного бюджета страны. В новой формации доходы могут только возрасти, как и самозанятость. Вдобавок каждый сможет самостоятельно зарабатывать себе на пенсию, снизив нагрузку на Фонд социальной защиты населения. Государству только необходимо следить за честной уплатой налогов, но с этим не будет проблем, учитывая как рьяно государственные служащие ищут тунеядцев после принятия соответствующего документа. Кстати, последний можно будет отменить.

Частные унитарные предприятия (ЧУП) — непонятная промежуточная форма между индивидуальными предпринимателями и акционерным обществом — также должны остаться в анналах истории. Хотя, судя по последним действиям Министерства по налогам и сборам Беларуси, ей осталось существовать недолго. Акционерной формы на сегодняшний день достаточно для того, чтобы обеспечить постепенный рост бизнеса.

И наконец, если официальные власти так уверены в состоятельности государственной собственности в Беларуси, то не стоит бояться равных условий хозяйствования для государственного и частного секторов. Как говорится, пусть победит сильнейший! От этого потребитель — то есть мы с вами — только выиграет!


Об авторе.

Антон Болточко — экономист, учредитель и директор частного консалтингового предприятия в Беларуси. Эксперт по экономике ОО «Дискуссионно-аналитическое сообщество „Либеральный клуб“».

Новости по теме

Новости других СМИ