Ярослав Романчук: Белорусские власти забалтывают кризис

Ярослав Романчук, liberty-belarus.info

18 января 2016г. Национальный банк и Совет Министров приняли совместное постановление № 28/2 «Об утверждении комплекса мер по решению задач социально-экономического развития Республики Беларусь в 2016 году и обеспечению макроэкономической сбалансированности».

Бизнес и общество ждали от власти ответственной, профессиональной реакции на острый кризис белорусской экономики. Дождались очередной отписки, правовой прокрастинации и игнорирования острейших проблем под документальным прикрытием. 70% положений данного документа можно отнести к категории «болтология», 20% - это меры, которые сужают сферу экономической свободы, и дают ещё больше власти чиновникам. Остальные 10% распределяются среди правильных, но утопичных деклараций и «ценных рыночных мер».

Курс Br-рубля издевательски насмехается над очередной порцией обещаний правительства обеспечить макроэкономическую стабильность. Инфляция снова нагло стремиться к отметке 20%. В конце 2015г. практически вся экономика ушла в минус. Средняя зарплата беларуса стремительно приближается к $300 (в 2014г. было $621). Неплатежи закупорили финансовую систему. Складские запасы никак не хотят опускаться ниже отметки Br33,5 трлн. Предприниматели тысячами переводят свой бизнес и капиталы за рубеж. А белорусские власти, как ни в чём не бывало, продолжают штамповать очередные меры по совершенствованию, модернизации и оздоровлению белорусской модели.


Нормативное ООО: отписка

Представленный документ («Комплекс мер») – это не программа реформ и даже не план антикризисных мер. Это нормативное ООО: отписка, отмазка и отговорка. Это отписка чиновников перед А. Лукашенко. Президент велел разработать антикризисные предложения в рамках старой модели – и чтобы никаких экспериментов. У белорусских чиновников не принято уходить в отставку, если им спускают утопичный, очевидно невыполнимый приказ. Поэтому авторам документа пришлось серьёзно попотеть, чтобы, с одной стороны, сохранить приверженность старому курсу и модели «Хрупкого сосуда», с другой – создать видимость некой новизны и адекватности той кризисной ситуации, в которую Беларусь попала при активном участии большинства авторов проектов. Приверженность старому авторам документа удалось гораздо лучше.

Буквально с самого начала идёт мощное подтверждение правительственного курса на протекционизм, искусственную поддержку коммерческих номенклатурных фаворитов, особенно в сфере экспорта. В директивном порядке приказано диверсифицировать экспорт (ЕАЭС – 37,3%, ЕС – 35,2%, рынки иных стран – 27,5%), довести долю белорусских товаров в розничной торговле до 70 – 75%, обеспечить рост розничного товарооборота в 2016 году на не менее 1,6%, в том числе Белкоопсоюзом на 1,1%, а также довести долю интернет торговли в розничном товарообороте до 2%. Правительство по инерции приказывает само себе реализовать совместные инвестиционные проекты в рамках межрегионального китайско-белорусского сотрудничества для привлечения каждым из 7 регионов не менее $100 млн. в год прямых китайских инвестиций. В документ попала даже такая «мелочёвка», как «строительство и сдача в эксплуатацию трех логистических центров». Очевидно, есть некие объекты с высокой степенью готовности. Чтобы легко было поставить галочку «выполнено», чиновники включили в Комплекс мер этот пункт. Это пример неприкрытого лоббизма собственников или номенклатурных надсмотрщиков данных проектов. В ситуации, когда существующие логистические центры зияют пустотами вводить ещё три при поддержке государства – это увеличивать риски «омертвления» капитала.


Нормативное ООО: отмазка

«Комплекс мер» - это очевидная отмазка для VIP-номенклатурных начальников, которые несут прямую ответственность за введение Беларуси в ворону квадрокризиса (системный, структурный, циклический, конъюнктурный). Они в своём бюрократическом стиле ввели в документ целый ворох отсылочных норм и административно-правовых фьючерсов. Мол, если кто-то начнёт критиковать «Комплекс мер» за смысловую пустоту, то авторы в свою защиту скажут: «Всё то, о чём вы говорите, и даже гораздо больше, будет отрефлексировано и описано в новых законах и концепциях».

За 2016 год правительство и Нацбанк обещают разработать следующие документы: план поддержки отечественных экспортеров, Национальная программа поддержки и развития экспорта Республики Беларусь на 2016 – 2020гг., нормативный акт о стимулировании сотрудников организаций в целях обеспечения прироста экспорта, государственные программы научных исследований, государственные научно-технические программы, региональные научно-технические программы, проект закона «Об инвестиционных фондах», проект государственной программы «Энергосбережение» на 2016 – 2020 годы, программа развития белорусской энергетической системы на период до 2020 года, проект концепции Закона Республики Беларусь о промышленной политике, проект Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, проект Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016 – 2020 годы, республиканская и местные среднесрочные финансовые программы на 2017 – 2019 годы, Концепция управления государственным имуществом на период до 2020 года. Складывается впечатление, что белорусские власти будут бороться с кризисом концепциями, программами, планами и законами. Это как если бы на страну напали полчища хорошо вооружённых варваров, а руководители страны выставили против них не хорошо подготовленную, профессиональную армию, а чиновников, вооружённых концепциями противодействия внешним угрозам.

На разработку, обсуждение и согласование данных документов будут потрачены миллионы человеко-часов труда государственных служащих. С учётом нагрузки на выполнение текущей работы, чиновникам просто некогда будет заниматься выработкой стратегии развития и роста Беларуси. Не будет времени и на анализ причин кризисных явлений, ведь высшее руководство уже распорядилось свалить всё на «внешний кризис». VIP-чиновники прекрасно усвоили стиль и суть руководства А. Лукашенко. На каждый случай жизни, на каждый его каприз они готовы представить целую кипу документов. Неважно, что они не работают или даже наносят экономике ущерб. Ведь всегда можно пообещать внести изменения и дополнения. Главный страх распорядителей чужого – чтобы А. Лукашенко не понял тупиковость собственной модели. Они уже никогда не будет моделью развития и роста. Она стала источником деградации и депрессии.


Нормативное ООО: отговорка

«Комплекс мер» представляет собой филигранный набор бюрократических отговорок, смысл которых нельзя понять вне контекста практики правоприменения и баланса сил между номенклатурными кланами. Лакмусовой бумажкой документа является следующая мера «реализация мер по экономической модернизации». Понимай, как хочешь. Декада официальной модернизации завершилась системным кризисом, но отказываться от этого провального проекта, вероятно, чиновники не собираются. Однако если вдруг МВФ или Евразийский банк развития (ЕАБР) попросят указать на пункты в «Комплексе мер», которые бы указывали на проведение рыночных реформ, то чиновники могут привести эту меру в подтверждение курса на обновление. Белорусские чиновники продолжают порочную практику представления разных документов для внутреннего и внешнего потребления. Если у кредиторов возникают вопросы, чиновники дают нужное для каждого конкретного субъекта пояснение. Вот, например, одно из самых многозначительных пунктов документа: «Совершенствование порядка предоставления организациям права реализовывать товары (работы, услуги) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка». Сторонники жёсткого госрегулирования интерпретируют его, как сохранение контроля над ценами, а рыночные романтики-оптимисты видят в нём переход в режим свободных цен. Правду мы узнаем от Минторга, Минздрава, Минстройархитектуры и исполкомов.

Белорусский бизнес не увидел в «Комплексе мер» действий по решению самых острых проблем. Более того, такой пункт, как «разработка предложений по мобилизации в бюджет дополнительных доходов» в свете резкого роста поступлений от штрафов и конфискаций вызывает обоснованную дрожь в коленках. Чиновники же успокаивают. Мол, это же мы о повышении качества государственного управления и даже о продаже государственных активов. В качестве дополнительных аргументов они указывают на пункты документа о сокращении издержек проведения внешнеторговых операций, уменьшении бюджетных расходов, «оптимизацию льготного кредитования», реализацию мир антиинфляционной программы или начало работы над оценкой регулирующего воздействия.

В «Комплексе мер» меньше всего отговорок и отписок от Национального банка. Можно приветствовать обещание проводить гибкую курсовую политику, без валютных интервенций НБРБ, гибкую процентную политику для поддержания процентных ставок кредитно-депозитного рынка на положительном уровне в реальном выражении, проведение независимого исследования банков и расширение применения международных стандартов. К сожалению, представленный документ не гарантирует либерализацию кредитных и депозитных отношений (ручное управление, очевидно, сохранится). Нет оснований считать, что в 2016 году в Беларуси появится нормальный, объективный показатель «инфляция» вместо его суррогата образца 2015г. Наконец, не прикрыт один из основных источников макроэкономической нестабильности – многочисленные льготные кредиты номенклатурным фаворитам в рамках госпрограмм и особых распоряжений президента.

Нет сомнений, что зёрна здравого смысла и рыночного мышления в органах госуправления есть, но в 2016 году прорасти через асфальт инерционной, реакционной, цепляющейся на свои привилегии и должности бюрократии они не смогут. Потому что для А. Лукашенко привычнее, сподручнее и спокойнее делать ставку на старое и известное. Комплекс 93-ёх мер – это его законодательный кокон, в котором он прячется от прямого, честного диалога с бизнесом и обществом.

Три сценария развития экономики Беларуси в 2016 году

Ярослав Романчук: Белорусские власти забалтывают кризис

Новости по теме

Новости других СМИ