Бензин снова подорожает?

Татьяна Маненок, "Белрынок"

В Беларуси в 2016 году бюджетные документы не предусматривали повышения ставок акцизов на бензин и дизельное топливо. Однако жизнь заставила правительство решительно поменять планы: бюджет остро нуждается в деньгах.

Что касается «нефтяных» денег, то напомним: в белорусском бюджете-2016 они уже заложены – это 1,1 млрд. долларов от экспортных пошлин на нефтепродукты, а также определенная сумма от экспортной пошлины на нефть. Но эти расчеты сделаны исходя из цены нефти 50 долларов за баррель, в то время как с начала года цена нефти колеблется в районе 32-34 долларов за баррель. Так что, по-видимому, совсем скоро правительству придется перекраивать бюджетный сценарий-2016, а для этого – уже теперь искать дополнительные источники денег.


Акциз – лакомый источник для бюджета

Повысить акцизы на автомобильное топливо на 50% в этом году предложило Министерство финансов. Кстати, год назад Минфин, пытаясь найти дополнительные источники пополнения госказны, тоже предлагал повысить акцизы на автомобильное топливо примерно на 20% (в течение 2015 года в 2 этапа – по 10%), но тогда предложение фискального ведомства правительство не поддержало.

В этом году вопрос повышения акцизного налога на автомобильное топливо тоже вызвал неоднозначную реакцию в профильных структурах. В частности, Минэкономики посчитало данное решение экономически нецелесообразным на фоне падения цен на нефть и с учетом необходимости скорейшего завершения основных этапов модернизации отечественных НПЗ. Однако теперь все иные доводы были бессильны перед главным аргументом: бюджету нужны деньги.

В этом году вопрос повышения акцизов на моторное топливо на 50% изначально рассматривался с условием не трогать розничные цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке. Так что А. Лукашенко, заявив на совещании по вопросам налоговой и акцизной политики 22 февраля, что не против повышения акцизов на топливо, но при условии, чтобы это не касалось населения, напрасно акцентировал на этом внимание: правительство придерживалось такой установки изначально.


Недолгие «каникулы»

Налоговые «каникулы» для нефтяников были недолгими. Благодарить за них белорусские нефтяники должны стартовавший в 2015 году в России налоговый маневр в нефтяной отрасли, в результате чего российская нефть для Беларуси подорожала примерно на 13%. Причем это подорожание произошло на фоне неблагоприятной для НПЗ нефтяной конъюнктуры. Если бы не господдержка, это могло бы не только подорвать экономику НПЗ, но и остановить масштабные планы по их модернизации.

Для поддержки отечественных НПЗ правительство вынуждено было снизить акцизы на нефтепродукты сразу на 22%. (Напомним, в 2015 году ставки акцизов на автомобильный бензин снижены на 11,3% по сравнению со ставками акцизов, действовавшими в 2014 году, а на дизельное и судовое топливо – на 34,1%).

Сначала правительство хотело обойтись «малой кровью»: оно собиралось снизить акцизы на нефтепродукты и одновременно повысить цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке на 10%. Но такой «маневр» не прошел: А. Лукашенко запретил повышать ценники. В результате правительство вынуждено было пойти на радикальное снижение ставок акцизов на нефтепродукты без компенсационной меры для бюджета.


НПЗ сработали с прибылью

Для белорусских НПЗ в новых условиях налогового маневра и падения экспортных цен на нефтепродукты важно было не только удержать свои позиции на рынке, но при этом еще и продолжить программы модернизации.

Итоги-2015 свидетельствуют, что в условиях падения цен на нефть примерно на 30%, а также снижения экспортных цен на нефтепродукты белорусские НПЗ не просто выстояли, но смогли даже получить неплохую прибыль (благодаря в том числе налоговым «каникулам»).

В частности, Мозырский НПЗ в 2015 году переработал рекордный объем – 12,290 млн. тонн (в 2014 году – 12,225 млн. тонн). Общий объем экспорта завода в прошлом году составил около 2,5 млрд. долларов против 2,8 млрд. долларов в 2014 году. Чистая прибыль завода составила, по оценкам, около 221 млн. долларов. Результаты работы «Нафтана» заметно скромнее. В 2015 году «Нафтан» переработал 10,71 млн. тонн нефти, в то время как в 2014 году – 10,3 млн. тонн. При этом Новополоцкий НПЗ заработал в прошлом году всего лишь 0,6 доллара прибыли на тонне переработанной нефти. Это предприятие вынуждено за счет низких цен на химическое сырье субсидировать ОАО «Могилевхимволокно» и «Полимир», вследствие чего ежемесячно теряет как минимум 10 млн. долларов.

Между тем самая насущная задача для обоих НПЗ сегодня – поскорее завершить основные этапы модернизации, что позволит им повысить глубину переработки нефти с нынешних 70-73% до 90%, а значит, и увеличить прибыль от продажи топлива. Сроки не изменились: «Нафтан» должен завершить утвержденную программу модернизации в 2016 году, Мозырский НПЗ – в 2017 году. Ход модернизации обоих заводов находится под патронатом правительственного куратора белорусского ТЭК Владимира Семашко.

Мозырский НПЗ в 2015 году инвестировал в модернизацию более 240 млн. долларов. Сейчас завод строит четыре объекта, три из них должны финишировать в первом и втором квартале 2016 года. Также в 2015 году завод приступил к самому масштабному в своей истории проекту – строительству комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-oil) стоимостью 1,66 млрд. долларов (с НДС). Пока завод финансирует этот инвестпроект в основном из собственной прибыли, а также привлекает кредитные ресурсы. Но основные капиталовложения по проекту предстоит сделать в 2017 году, когда начнутся поставки основного оборудования. Собственных средств явно не хватит, тем более что, по прогнозам, из-за падения цен на нефть в этом году может снизиться и прибыль завода.

Ранее Мозырский НПЗ согласовал со Сбербанком РФ и Внешэкономбанком возможность привлечения кредитных ресурсов в объеме около 450 млн. долларов для строительства комплекса. Но российский Сбербанк и ВЭБ попали под санкции, что может затруднить реализацию проекта. Сейчас руководство завода продолжает переговоры с банками и рассчитывает найти взаимоприемлемую форму кредитных отношений, чтобы избежать заминки в реализации проекта.

Впрочем, как рассказал источник в профильном ведомстве, правительство не сомневается в том, что Мозырский НПЗ в условиях повышения акцизов на топливо сможет продолжить модернизацию. В то же время серьезные сомнения имеются относительно таких же возможностей у «Нафтана».

Правительство поставило перед «Нафтаном» жесткие сроки по скорейшему завершению основных этапов модернизации. В 2015 году «Нафтан» занимался реализацией двух крупных инвестпроектов, направленных на повышение глубины переработки нефти. В декабре 2016 года завод должен завершить строительство установки замедленного коксования. Потребность в финансировании для завершения проектов «Нафтана» составляет 700 млн. долларов при общей стоимости программы развития более 2 млрд. долларов.

И хотя на совещании по налоговой и акцизной политике 22 февраля с участием А. Лукашенко в контексте повышения акцизов на автомобильное топливо прозвучало, что для НПЗ будут предложены компенсационные меры, пока на этот счет чиновники не питают больших иллюзий. На данном этапе речь идет лишь о возможности выделения льготных кредитов для «Нафтана», чтобы завод смог продолжить модернизацию.


Устоят ли ценники на бензин?

Достаточно ли этих мер, чтобы в новых условиях НПЗ не провалили планы по модернизации, сказать сложно.

Пока экономику НПЗ «подкашивает» экспорт мазута, который приносит сплошные потери. И хотя вице-премьер В. Семашко распорядился с 1 февраля использовать мазут на ТЭЦ в качестве альтернативы природному газу, выполнить это распоряжение пока не получилось. Минфин категорически против: запрет на экспорт мазута лишает бюджет поступлений от экспортных пошлин, а найти им компенсацию пока не получается – для этого нужно, чтобы энергетики поделились своей маржой, если будут сжигать вместо газа мазут. Пока продолжается поиск компромисса между интересами бюджета и отраслевых ведомств, НПЗ несут убытки.

Если решение и этого вопроса затянется, то, как можно предположить, уже скоро появятся лоббисты повышения розничных цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке.

Кстати, в конце 2015 года «Нафтан» инициировал такую попытку, правда, безуспешно. Нельзя исключить, что в этом году к такой инициативе может присоединиться госоператор розничного рынка автомобильного топлива – компания «Белоруснефть». БЕЛРЫНОК писал, что в прошлом году из-за резкой девальвации российского рубля четко обозначился диспаритет цен на горючее в России и Беларуси, вследствие чего российское топливо хлынуло на белорусский рынок.

Согласно статданным, в прошлом году Беларусь увеличила импорт нефтепродуктов в 3,9 раза – до 1,652 млн. тонн. Увеличение импорта по этой позиции произошло в первую очередь из-за резкого роста поставок российских нефтепродуктов. В 2015 году в Беларусь было поставлено из России 1,627 млн. тонн нефтепродуктов – в 4,3 раза больше, чем за 2014 году.

Участники рынка отмечают, что в арсенале российских компаний достаточно маркетинговых инструментов, чтобы привлечь белорусского потребителя на свою сторону. У «Белоруснефти» таких возможностей гораздо меньше, поэтому российские конкуренты постараются потеснить госоператора на местном рынке. При этом конкурентная борьба за отечественного потребителя разворачивается на фоне рекордного падения продаж автомобильного топлива на белорусском рынке: в 2015 году они снизились примерно на 20%.

Новости по теме

Новости других СМИ