Какие белорусские активы рассчитывают прибрать к рукам россияне?

Геннадий Косарев, "Завтра твоей страны"

Переговоры между МАЗом и КамАЗом перестали быть актуальными. Об этом заявил министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

— Я прекрасно понимаю руководство Беларуси, которому хотелось найти максимально эффективное решение. Но уже немецкий автоконцерн Daimler вошел в акционеры КАМАЗа, реализуются новые проекты, — отметил чиновник.

С 2012 года белорусское и российское правительство пытались согласовать проект создания совместного холдинга на базе МАЗа и КАМАЗа.

Почему союзникам так и не удалось договориться?

— Нашла коса на камень, — говорит экономист Борис Желиба. – Сначала несколько лет стороны согласовывали только стоимость МАЗа и КамАЗа. Вроде там нашли общий знаменатель, но как технологически будет работать предприятие так и не определились.

По словам эксперта, россияне предлагали белорусам производить лишь отдельные узлы и детали, а готовую продукцию собирал бы КамАЗ.

— Конечно, идти на такую специализацию для МАЗа было просто обидно. Мы потеряли бы свою историческую марку готового грузовика. Поэтому и разошлись окончательно с КамАЗом, — подчеркивает доктор экономических наук.

В то же время, как отмечает профессор, МАЗ нуждается в обновлении, реконструкции, поскольку проигрывает в конкурентоспособности КамАЗу на российском рынке.

— Какие белорусские активы по-прежнему интересны для России?

— В основном наших восточных соседей интересуют предприятия военного назначения. К примеру, у нас много чего производится из систем прицеливания.

Но самым лакомым кусочком для России является Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). У него еще в советские времена появились уникальные технологии по производству различного класса тягачей, в том числе для больших ракет. В Брянске есть подобный завод, но его продукция уступает по качеству белорусским аналогам. Поэтому основные колеса под российскую ракетную технику как стратегического назначения, так и противовоздушной обороны производит в основном МЗКТ.

Неудивительно, что россияне хотели бы его купить. Этот завод находится в относительно хорошем состоянии, поскольку работает на военно-промышленный комплекс России.

Также у россиян остается интерес к нашим нефтепроводам и предприятиям нефтехимического комплекса.

Они раньше купили наши газопроводы и сейчас готовы по аналогичной схеме прибрать к рукам нефтепроводы. Тем более что предприятия, которые сидят на этой трубе, у нас тоже в относительно неплохом финансовом и экономическом состоянии.

— А что готово выставить на продажу белорусское руководство?

— Госкомитет по имуществу объявил о продаже пакетов акций более полусотни предприятий.

Но опять, видимо, не найдутся покупатели. Хотя в кризис лучше вообще ни с чем не расставаться, потому что он опускает цены. А уж если продавать, то стратегическому инвестору, который не просто бы купил контрольный пакет, а еще и принес передовые технологии, новую технику. Таких инвесторов следует искать на Западе.

Раньше белорусские власти тоже хотели что-то продать, но не было покупателей. Если говорить о флагманах, то у России были намерения создать холдинги с «Белшиной», ОАО «Гродно-Азот».

— Что помешало осуществить эти намерения?

— Как всегда, не сошлись в цене. К тому же белорусское правительство обставляют инвесторов двумя десятками с лишним социально-экономических условий: сохранить количество работающих, содержать социальные объекты. А это не устраивает российских инвесторов, потому что главное для них – прибыль.

Новости по теме

Новости других СМИ