Немецкий бизнес об экономической ситуации в Беларуси: хуже уже не будет

Елена Данейко, DW

Снижение негативных ожиданий - уже позитив. Таков лейтмотив выводов о деловом климате в Беларуси, сделанных компаниями с немецким капиталом, которые работают на местном рынке.

Итоги ежегодного опроса о состоянии делового климата в Беларуси, проведенного представительством немецкой экономики, были обнародованы на пресс-конференции в посольстве ФРГ в Минске в среду, 30 марта.


Хуже уже не будет?


Выводы опроса, подчеркнул глава представительства Владимир Августинский, во многом субъективны. На вопросы, которые позволяют сравнить условия работы в разных странах, чтобы получить представление о возможностях ведения бизнеса и целесообразности инвестиций, ответили 60 представителей компаний с немецким капиталом, работающих на белорусском рынке.

Доля негативной оценки ими экономической ситуации в Беларуси превысила 70 процентов, что почти на 20 процентных пунктов выше, чем в 2015 году. В то же время до 60% (25% годом ранее), несмотря на прогнозируемую рецессию, возросло число тех предприятий, которые ожидают как минимум "не ухудшения либо положительного развития событий". Также вырос оптимизм в отношении перспектив отраслей, в которых заняты участники опроса. На улучшение там рассчитывают 14% респондентов (в 2015 году таковых не было вообще).

Отвечая на вопрос DW о наиболее значимых выводах опроса, председатель правления Немецко-белорусского экономического клуба Ховсеп Восканян акцентировал внимание на том, что наличие противоречивых ответов - в целом уже позитив. И пояснил, что тренд на ухудшение приостановлен, складывается ощущение, что пик проблем на данный момент достигнут. Но, с другой стороны, по выражению Восканяна, ответы респондентов не дают оснований ожидать резкого и динамичного улучшения ситуации, она остается сложной.


У немецкого бизнеса остается много вопросов

Обращает на себя внимание резкий контраст между негативной оценкой участниками опроса ситуации в белорусской экономике в целом и гораздо более оптимистичной - положения собственных предприятий: более 85 процентов респондентов оценили его положительно или удовлетворительно.

Посол Германии в Беларуси Петер Деттмар (Peter Dettmar), отвечая на вопрос DW, объяснил это тем, что компании с немецким капиталом нашли свои ниши, не конкурируют с местными фирмами, производя продукцию, востребованную в Беларуси и за рубежом.

Немецкий бизнес, по словам посла, пока не видит, что белорусский рынок утвердился в роли моста между Западом и Востоком. Кроме того, добавил Деттер, у предпринимателей из ФРГ остается много вопросов к экономической политике Минска - им не совсем понятно, куда движется экономика страны.

Из-за того, что в Беларуси госсектор занимает доминирующие позиции (70-75% предприятий - государственные), у немецкого бизнеса, отметил посол, возникает естественный вопрос: каким образом здесь можно конкурировать, будут ли у инвесторов преимущества и какие, каковы условия вхождения и присутствия на белорусском рынке. По мнению Петера Деттмара, отсутствие ответов на эти вопросы порождает неуверенность, которая является плохим советчиком при принятии решений об инвестировании или развитии бизнеса.

Новости по теме

Новости других СМИ