Что говорят политические анекдоты об идентичности белорусов

Оксана Рудович, ІДЭЯ

Насколько белорусские шутки похожи на советские и российские и уникальны ли они на самом деле?

В советские времена опасно было не только шутить о власти, но и смеяться с таких шуток. Несмотря на это, политические анекдоты процветали и передавались из уст в уста. Советский политический юмор стал формой социального протеста против системы. А в каком состоянии политические шутки в современной Беларуси? Анастасия Астапова, белорусский исследователь, фольклористка, которая живет в Эстонии, изучает идентичность белорусов через призму политического фольклора. Главное место в нем бесспорно занимает Александр Лукашенко.

Астапова защитила диссертацию о белорусский политический фольклор на тему "Обсуждая белорусскость: политический фольклор ни там, ни сям" (Negotiating Belarusianness: Political folklore betwixt and between). Исследование состоит из пяти научных статей, посвященных политическим шуткам, слухам и даже альтернативной биографии Лукашенко.

Зачем люди рассказывают политические анекдоты, если для них это может быть опасно?

Фольклористы приводят несколько теорий. Самое простое объяснение — чтобы получить эстетическое удовольствие и проявить свою ловкость. С другой стороны, политический анекдот — это способ рассказать то, о чем по-другому говорить запрещено.

Теория "предохранительного клапана" рассматривает политический анекдот как способ спустить пар, снизить уровень агрессии и недовольства властью. Хотя бы на короткое время рассказчики и слушатели таких шуток могут почувствовать, что они, а не власть, контролируют ситуацию. Политическую шутку можно рассматривать как акт гражданского неповиновения или попытку нанести вред режиму. Правда, это никогда не приводило к революционным изменениям.

Факт того, что в Беларуси политические анекдоты живут и процветают, примечателен сам по себе. В Эстонии, например, такого нет. Разумеется, что-то появляется в интернете, но нет такого, чтобы люди друг другу рассказывали политические анекдоты и замалчивали при этом имя главного героя.

Для своей работы Астапова провела пятьдесят интервью с белорусами в Беларуси и за рубежом. Значительная часть шуток, которые ей рассказали, являлись современной интерпретацией советских анекдотов. Она решила сравнить современные белорусские шутки с социалистическими и посмотреть, насколько существенна преемственность между ними.

Проанализировав около 2 тысяч советских анекдотов, она выбрала 60 сюжетных линий, которые потенциально могли бы повториться в современных шутках. На основании этого была создана анкета из шестидесяти вопросов-анекдотов. Респонденты выбирали один из трех вариантов ответа: никогда не слышал такой анекдот; слышал такой же; слышал схожий с другим героем.

Как оказалось, лишь треть (18 сюжетов с 60) социалистических шуток до сих пор популярны в Беларуси. А значит, многие тоталитарные шутки потеряли актуальность и потерялись.

Это меньше, чем можно было бы предположить, учитывая преемственность советских традиций в Беларуси.

В чем же секрет популярности тех сюжетов, которые легко распознавали респонденты? А вот в чем: почти все шутки имеют дополнительные версии с другими героями, а не только с Лукашенко или Сталиным. Благодаря своей гибкости, они адаптируются к различным ситуациям и странам. Их проще запомнить и пересказать.

Летит самолет, а в нем Лукашенко с Коленькой. Коленька хочет выбросить в окно 100 долларов, чтобы кто-то из людей обрадовался. На что отец ему говорит, чтобы он подошел к пилоту и разменял 100 долларов по одному и выбросил их за борт, чтобы обрадовались 100 человек. Коленька подошел к пилоту, а пилот ему говорит: "Ты лучше выбрось за борт своего отца, так не 100 человек, а все обрадуются". (Такой же сюжет существует про Путина, Сталина, Гитлера, Хрущева и многих других персонажей).


Что касается современных политических анекдотов, то Астапова выделяет 46 их типов или сюжетов. 35 из 46 сюжетов (около 76%) анекдотов про Беларусь и Лукашенко имеют версии о других политических лидерах или странах (или о неполитических ситуациях). Например, героем известного шутки про картофель изначально был прапорщик. Сравните:

Сидит прапорщик, разговаривает по телефону: "Хорошая, плохая, хорошая. И так 2 часа." После бросает трубку и говорит: "Без меня даже картофель перебрать не могут!"


Лукашенко разговаривает по телефону: "Да, да, нет, да, нет, да, да..." Кладет трубку: "Ну ничего без Батьки сделать не могут, даже картошку перебрать."


Почти каждый второй сюжет имеет версии о постсоветской России — про Путина, Медведева, Ельцина. А у 13 сюжетов советские корни. Интересно, что если в советских анекдотах высмеивали систему (партию, идеологию), то в Беларуси главным объектом смеха является прежде всего сам Лукашенко.

Летят на самолете Медведев и Янукович. Янукович спрашивает Медведева:
— Как вы думаете, Дмитрий Анатольевич, когда наш самолет разобьется, кто больше переживать будет: украинцы или русские?
— Ну-у, думаю, что белорусы.
— Почему?
— Да потому, что с нами Лукашенко нет."


Только 11 сюжетов являются специфически белорусскими. Преимущественно они строятся на реальных высказываниях Лукашенко или на игре слов (например, "буду президентом до Коли"). Иногда белорусы понимают под анекдотами больше, чем можно было бы подумать. Например, во время интервью респондент мог пересказать цитату Лукашенко, думая, что рассказывает анекдот.

— Когда стипендия будет такая, чтобы студент смог пригласить девушку в ресторан?
— Ищите другую девушку.
(Из реального выступления Лукашенко).


Таким образом, большинство современных политических анекдотов в Беларуси — не уникальны, а являются адаптацией советских или постсоветских шуток. Следует подчеркнуть, что такие выводы можно делать, только изучая устные шутки, а не интернет-подборки.

Новости по теме

Новости других СМИ