Лукашенко - волк в овечьей шкуре

Лукаш Венерски, Юлия Гудач, Институт общественных проблем (Польша), специально для charter97.org

Польская сторона не раз заявляла, что хотела бы видеть Беларусь сильной, независимой, демократической европейской страной.

Находясь под властью Александра Лукашенко, Беларусь, к сожалению, двигалась в противоположном направлении, а надежды на какое-либо сотрудничество не оправдались. Очередные президентские выборы 2010 года, завершившиеся массовым арестом оппозиционеров и разгоном многотысячного митинга, усугубили отношения Беларуси с западными партнёрами, вызвав их резкую критику белорусского режима. После декабрьских событий, Лукашенко в своих публичных выступлениях неоднократно обвинял Польшу, а также, например, Германию в попытке государственного переворота и свержения конституционного строя в Беларуси.

В 2011 году, в ответ на преследования белорусской оппозиции и репрессии против протестующих граждан, польские власти запретили въезд в Польшу Александру Лукашенко и некоторым белорусским чиновникам. На фоне этих событий дипломатические отношения были заморожены – никаких встреч между высокими должностными лицами не происходило и совместных проектов не планировалось. Однако польское правительство всячески оказывало поддержку белорусскому населению, например, принимая на бесплатную учёбу белорусских студентов, отчисленных из высших учебных заведений Беларуси за участие в демонстрациях против нынешнего режима. Одним словом Польша старалась создавать благоприятные условия для въезда на территорию Польши, трудоустройства и для ведения бизнеса.

В настоящее время вновь произошли изменения в польско-белорусских отношениях. Благодаря участию Беларуси в качестве посредника в процессе урегулирования конфликта в Украине, а также освобождению политзаключенных, Лукашенко дождался отмены большинства санкций, введенных в отношении Беларуси, в том числе запрета на въезд в Евросоюз для президента и 170 белорусских чиновников.

Отправной точкой для новой политики в отношении Беларуси является измененная стратегия «Европейской политики соседства». Первоочередным заданием для Евросоюза является обеспечение стабильности в регионе, а такие вопросы как демократия и права человека отходят на задний план. Причиной резкого изменения политики Евросоюза послужила геополитическая ситуация в регионе. Вследствие политики России, в том числе и агрессии Кремля в отношении Украины, войны в Сирии и миграционного кризиса, Евросоюз пытается максимально защититься от потенциальных конфликтных ситуаций, которые могли бы дестабилизировать регион.

Ответа со стороны польских властей на общеевропейские тенденции долго ждать не пришлось. В конце марта Беларусь посетил польский министр иностранных дел Витольд Ващиковский. Визит польского гостя включал в себя политическую, экономическую и эмоциональную составляющую. Во время визита обсуждались: проект малого приграничного движения, деятельность в Беларуси польских общеобразовательных учреждений и проблемы польского меньшинства.

Является ли новая политика польских властей правильной? Наверное, и да, и нет. Многие аналитики, занимающиеся белорусской проблематикой, подчеркивают что Лукашенко, конечно, не является идеальным партнером на международной арене, но пока альтернативы нет и нужно как-то пытаться с ним сотрудничать. В этой статье мы не критикуем этот подход, а даем пищу для размышлений, с каким политиком и каким режимом хотим «брататься».


«Час икс» для оппозиции?

«Это не Евросоюз изменил политику в отношении Беларуси, а Минск скорректировал свою политику, освобождая политических заключенных и проводя в прошлом году избирательную кампанию несколько по-другому, чем пять лет назад. Совместное решение Евросоюза об отмене санкций — это новый шанс для Беларуси и сигнал о готовности Евросоюза развивать диалог с Минском. Польша целенаправленно поддержала это решение» - заявил польский министр иностранных дел Ващиковский, подводя итоги своего визита в Беларусь и встречи с президентом Лукашенко.

Действительно, в августе 2015 года было освобождено 6 политзаключенных, в том числе и Николай Статкевич, экс-кандидат в президенты от оппозиции в выборах 2010 года. Но остается открытым вопрос, почему польские и европейские власти верят (а может, только делают вид, что верят), что в этот раз измененная политика Лукашенко будет носить долгосрочный характер. Напомним, что подобные события наблюдались уже в 2008 году. Попытка нормализовать отношения с Западом (скорее получить кредит от МВФ) привела тогда к освобождению трех политзаключенных, в том числе Александра Козулина, кандидата в президенты на выборах 2006 года. Период «релаксации» закончился быстро – вместе с разгоном демонстрации после президентских выборов 2010 года.

Следует подчеркнуть, что освобождение политзаключенных это скорее «единовременная акция» в череде событий по уничтожению политической оппозиции. Многие политики, активисты и журналисты были вынуждены покинуть страну. Этот позитивный жест со стороны белорусской власти не должен затмить ее реальную сущность – Беларусь является страной деспотичной, где абсолютно под любым предлогом можно оказаться в тюрьме. Польскому правительству следует помнить об этом и с дистанцией относиться к каким-либо «продемократичным» действиям Лукашенко.

Во что утверждает экс-кандидат в президенты Беларуси Алесь Михалевич: «В нашей стране против каждого гражданина можно возбудить дело по любому поводу, передать его в суд, и суд примет решение, что человек виновен. Тысячи предпринимателей, и даже – не побоюсь сказать – десятки тысяч людей проходили через такое в Беларуси. Поэтому уровень несвободы в Беларуси очень высокий».


Более прозрачные выборы?

Комментируя свой приезд в Минск, министр иностранных дел Ващиковский подчеркнул, что основой для изменения политики в отношении Беларуси является тот факт, что избирательная кампания была проведена немного иначе, чем 5 лет назад. Действительно, не было демонстраций и зрелищных арестов, которые имели место в 2010 году. Но означает ли это, что Лукашенко смягчил свою позицию?

Ответ совсем другой – в течение последних пяти лет ему удалось успешно демонтировать часть оппозиции (кому-то пришлось уехать из страны, кого-то посадили в тюрьму), а остальную часть запугать. И поэтому уже в 2015 году не было кому протестовать. Немногие бы отважились пережить тот ад, который был 5 лет назад.

Широко распространенная практика фальсификации итогов выборов в Беларуси воспринимается Западом с огромным недоверием. После выборов немногие отважились сказать, как к ним на работу или по месту жительства приходили сборщики подписей с готовыми прописными листами, где требовалось поставить только роспись за кандидатов. А именно работников школ и больниц, а также других государственных учреждений, обязывали собирать подписи за указанного кандидата, хоть они и не являлись членами инициативной группы.


Шанс на развитие экономического сотрудничества?

Следующим шагом на пути к нормализации отношений с Беларусью будет развитие экономического сотрудничества. После визита министра иностранных дел Ващиковского запланирован визит премьер-министра Польши и министра по вопросам развития Матеуша Моравецкого. Следует в очередной раз задать вопрос - с какими проблемами премьер-министру придется столкнуться, если серьезно подойдет к созданию «нового профиля» экономических отношений Польши и Беларуси?

Ответ – с большими проблемами. За минувшие годы в белорусской экономике произошел ряд негативных изменений, который отразился на ее конкурентоспособности. Золотовалютные резервы истощились до 4,6 миллиарда долларов. Предприятия задерживают выдачу заработной платы, переходят на неполную рабочую неделю и отправляют сотрудников в неоплачиваемые отпуска.

С целью улучшить бюджетную ситуацию страны белорусские власти пытаются взимать дополнительные налоги и пошлины, а также продолжают традиционные попытки получения внешних кредитов. «Если не будет новых финансовых поступлений, сокращение доходов населения неизбежно», - отмечает аналитик Белорусского института стратегических исследований (BISS) Александр Автушко-Сикорский.

Лукашенко видит в Западе (в том числе и в Польше) прежде всего экономическую выгоду, лекарство для сильно «исхудавшей» экономики. И не имеет большого значения, кто вызвался помогать, Россия или Европа. Обещанные кредиты дают Лукашенко надежду на то, что все-таки удастся продержаться без проведения разумных экономических реформ.

Огромной проблемой в развитии отношений будет являться коррупция в Беларуси. Благодаря сделкам с властью каждый коррумпированный бизнесмен или работник администрации какого-либо учреждения может уйти от уголовной ответственности. Кроме того, не один пример показывает, что именно эти люди позже возвращаются к работе, в том числе и на высокие должности. Привлечение польского бизнеса в Беларусь в таких условиях не является самой хорошей идеей.


Положительные тенденции в сотрудничестве Польши и Беларуси

Авторы данной статьи старались показать, что Лукашенко хоть и пытается создать образ разумного политика и международного посредника, так или иначе, остается волком в овечьей шкуре. Польская власть должна держаться на некотором расстоянии от политики Лукашенко, ведь может оказаться, что все надежды на какие-либо перемены в Беларуси тщетны.

Тем не менее, это не означает, что Польша не воспользуется появившейся возможностью. Но прежде всего, следует обратить внимание на то, чтобы эти изменения в польско-белорусских отношениях принесли как можно больше пользы населению Беларуси и Польшы.

Во-первых, польское правительство обязано проследить, чтобы малое приграничное движение (МПП) между Польшей и Беларусью начало свою работу как можно быстрее. МПП позволит жителям приграничных районов ездить в соседнюю страну без визы. По мнению специалистов, развитие малого приграничного движения поможет укрепить деловые контакты, социально-культурные связи и послужит сильным экономическим стимулом. Проект МПП между Польшей и Беларусью был готов уже давно, но в начале 2011 года, из-за решения белорусских властей, оказался заморожен. Необходимо, наконец, решить эту проблему. На примере МПП двух польских воеводств и Калининградской области, можно судить о положительном влиянии этой инициативы как на экономические отношения, так и на отношения между людьми. В настоящее время МПП с Калининградом остается одной из немногих существующих инициатив польско-российских отношений, которая эффективно работает, несмотря на сложные отношения между странами.

Еще одно важное задание, которое Польша должна реализовать – урегулировать механизм получения виз для белорусов и поспособствовать открытию новых визовых центров. А также разрешить ряд проблем, связанных с регистрацией на визу через Интернет (жители все еще сталкиваются с такими трудностями). Решение этих проблем связано, прежде всего, с деятельностью посредников, или хакеров, а также с превышением полномочий должностных лиц и коррупцией.

И, наконец, вопрос, который также необходимо решить, касается ситуации польского меньшинства в Беларуси. Нынешняя политика нового польского правительства показывает, что ситуация меньшинства будет являться важным аспектом внешней деятельности Польши. Если Польше удастся достичь определенного прогресса в этой области в отношениях с Беларусью, это будет означать безусловный успех польской дипломатии.

Новости по теме

Новости других СМИ