Двойная таможня. Могут ли инспекторы ГАИ проверять, что вы везете из-за границы?

Анастасия Солонович, Naviny.by

16 мая минчанка Лариса вместе с еще четырьмя знакомыми возвращалась из Польши через пункт пропуска «Берестовица» (Гродненская область). Не проехав от границы и 40 км, их микроавтобус был остановлен сотрудниками ГАИ.

По словам собеседницы, инспектор сразу заглянул в салон и попросил предъявить документы. Также он потребовал предоставить автомобиль для осмотра, объяснив, что уполномочен досматривать грузы на наличие подакцизных товаров и проверять количество перевезенного через границу алкоголя.

На вопрос пассажиров о том, может ли сотрудник ГАИ копаться в их сумках, тот ответил, что если потребуется, то может, но вообще готов и через окошко посмотреть, рассказала девушка.

Под напором встречных вопросов в микроавтобус инспектор так и не зашел и вещи не проверял, но на одну из пассажирок составил протокол за непристегнутый ремень безопасности. При этом представиться сотрудник ГАИ тоже отказался, ответив, что свои данные укажет в протоколе (что он, надо отметить, сделал).

Этот случай не единичный, подобные истории уже обсуждались в соцсетях. Водители и пассажиры недоумевают, почему они должны, по сути, дважды проходить таможенный контроль, и имеет ли право автомобильная инспекция в принципе проверять вещи на предмет законности их ввоза в страну.

Naviny.by разбирались в этой ситуации.


ГАИ — это тоже милиция

В УГАИ УВД Гродненского облисполкома рассказали, что специальные операции по выявлению подакцизных товаров, ввезенных из-за границы, в области не проводятся, но эта работа ведется «естественно, при надзоре за дорожным движением», во время которого уже выявлялись случаи перевозки алкоголя или сигарет.

По словам сотрудника отделения агитации и пропаганды УГАИ Олега Дука, эти проверки не связаны непосредственно с контролем за перемещением товаров из-за границы.

Целенаправленные мероприятия проводятся только если у сотрудников ГАИ есть информация о том, что человек может перевозить какой-то определенный груз.

Тем не менее, по его словам, ГАИ может в целом контролировать перемещение подакцизных товаров по территории Беларуси. Отвечая на вопрос, почему этим занимается именно автомобильная инспекция, он подчеркнул, что ее сотрудники являются представителями правоохранительных органов.

«А сотрудники Госавтоинспекции, если кто-то где-то кого-то, извините, обокрал, ударил, совершил противоправные действия, не обязаны реагировать? Мы носим погоны, у нас в удостоверении написано «милиция», форма у нас такая же, как у сотрудников милиции, единственное, что при надзоре у нас есть светоотражающие элементы»
, — сказал Дук.


Таможенный контроль — вне компетенции ГАИ

Как пояснил Naviny.by юрист Дмитрий Бабей, сотрудники ГАИ действительно могут проверять перевозимые в автомобиле вещи, но для этого должна быть веская причина, например, подозрение в совершении правонарушения или преступления либо проведение специальной операции.

При этом спецоперации, поскольку их осуществляет Госавтоинспекция, должны иметь непосредственное отношение к транспорту и безопасности дорожного движения. Таможенный контроль не входит в компетенцию ГАИ.

При проведении осмотра должен составляться протокол, и протоколировать необходимо все находящиеся в машине вещи. Если водитель отказывается от участия в этом процессе, инспекторы должны остановить двух понятых и проводить осмотр при них.

«Осмотреть или досмотреть багажник в целях выявления нарушений установленных правил пересечения пропуска через государственную границу могут только сотрудники пограничной или таможенной службы. И только они могут проводить этот контроль в пограничной и приграничной зоне», — отметил юрист.


По его словам, у МВД есть полномочия для контроля за соблюдением пограничного режима, усиления охраны пограничной территории и информирования заинтересованных республиканских органов о состоянии правопорядка на пограничной территории, но в рамках своей компетенции.

Если у сотрудников ГАИ есть информация о том, что в машине перевозятся запрещенные предметы, в пограничной зоне они должны сообщить об этом в пограничную службу, остановить транспортное средство, отстранить водителя от управления до прибытия пограничников и обязательно разъяснить ему основания для такого ограничения в правах и свободах, а также возникающие в связи с этим права и обязанности, пояснил юрист.

К тому же, добавляет Дмитрий Бабей, у ГАИ нет инструкции, какие товары и в каком объеме разрешено провозить через границу.

Если водитель нарушает правила пребывания в пограничной зоне и, например, остановился более чем на три часа в населенном пункте, расположенном в пограничной зоне, что запрещено, то сотрудники ГАИ также должны сообщить об этом в пограничную службу, которая и будет принимать решение о дальнейших действиях.

«Кстати, отказ инспектора ГАИ представиться является грубым нарушением не только ПДД, но и должностных инструкций», — подчеркнул юрист.

Новости по теме

Новости других СМИ