"У нас кризиса нет. Дело в банках и людях". Бизнесмен Довнар урезал штат с 1000 до 30 человек

Александр Заяц / TUT.BY

Еще несколько лет назад «Белинтертранс» был одним из крупнейших грузовых перевозчиков, развивал большой логистический комплекс и вынашивал другие амбициозные планы. Сегодня от былого величия не осталось и следа. Судебные исполнители распродают имущество, чтобы рассчитаться с банками, а штат компании усох почти в 30 раз.

История появления «Белинтертранса» на рынке автомобильных грузовых перевозок началась в 1986 году с момента получения учредителем компании Вячеславом Довнаром патента № 1 на осуществление перевозок личным автотранспортом. На «Ниве» с полуприцепом грузоподъемностью до 1 тонны Вячеслав Иванович за два года объездил практически весь бывший Советский Союз. В 1988 году был образован кооператив «Комфорт», на базе которого в деревне Касынь Минского района образовалась компания «Белинтертранс». Дела у компании шли в гору. Парк грузовиков рос и обновлялся. Бизнесмен Довнар признавался лучшим предпринимателем в разных номинациях. В 2007 году Александр Лукашенко даже наградил его медалью «За трудовые заслуги». Помимо всего прочего, бизнесмен являлся депутатом Минского районного Совета депутатов и членом Республиканского совета «Белой Руси», содержал любительскую хоккейную команду МТМ.

В 2010 году Вячеслав Довнар вместе с литовскими партнерами начал возводить крупный транспортно-логистический комплекс в поселке Раков в Воложинском районе.

В 2012 году бизнесмен провел реорганизацию бизнеса, в результате которой все активы были объединены в рамках Группы БИТ-Юнион. В том же году он приобрел небольшую логистическую компанию Transnet Logistik в Германии, которая получила статус представителя Белорусской универсальной товарной биржи.

В 2012 году автопарк «Белинтертранса» достиг 200 машин Volvo, 39 — Scania, 49 — МАЗ. Львиная доля Volvo была приобретена на условиях лизинга и предназначена для международных грузоперевозок. Белорусская техника, созданная на базе шасси МАЗ-437130−341 с изотермическим кузовом «Купава», была приобретена для развития внутриреспубликанской логистики. Техника была взята в лизинг и кредит в одном из госбанков.

«Наполеоновские планы, начатые в кризис, послужили точкой развала компании, — написали TUT.BY бывшие сотрудники компании. — Головокружение от успехов, нежелание перейти из 90-х в XXI век, самоуверенность в своих политических идеалах сыграли с ним злую шутку. Но ладно бы только он, это все отражалось на сотрудниках компании, с которыми в кризис Довнар просто не считался, менял как перчатки. То, что обещанные деньги приходилось выбивать через суды — про это вообще не стоит говорить». Бывший персонал захотел предать огласке «историю амбициозного бизнесмена, чтобы другим была наука на будущее».

«Было 1000 человек, стало — 30. Все они получают зарплату день в день. 9 месяцев у нас уже нет никаких проблем с этим», — парирует Вячеслав Довнар упреки по поводу того, что он не выплачивает людям заработную плату. «Никаких задолженностей перед бюджетом, ФСЗН и по зарплате у нас нет», — подчеркивает он.

По словам Довнара, на сокращение деятельности повлияли два фактора: «отношение банков к частному бизнесу, отношение людей к частному бизнесу». При этом экономический и геополитический кризис, который отразился на перевозчиках, он не берет в расчет. «Это никак не связано. Я 5 кризисов пережил, со всеми договаривался. А сейчас малейший шаг влево, шаг вправо — сразу блокируют счета, останавливают бизнес. Видимо, банкам надо, чтобы остались госпредприятия. Там другие законы, другие правила», — утверждает бизнесмен.

По его словам, «был выбор: или отрабатывать кредиты, или рассчитаться с банками». «Я принял решение, что мне сегодня проще и лучше продать технику и имущество и погасить кредиты. И не создавать проблему с людьми. Было время, когда за эквивалент 500 долларов мы уборщицу не могли найти. Сегодня все хотят сумасшедшие деньги, а где их взять? Стоило только на день из-за блокировки банками счета задержать выплату зарплаты, народ бежал во все инстанции жаловаться. Из-за таких сотрудников я принял решение больше не создавать новые рабочие места», — отмечает Довнар.

Сейчас он «переключился на другое направление, где нужен самый минимум людей, а производительность в разы выше». «Логистика, транспорт, ремонт, сервис. Направления те же, только немножко по другой схеме», — говорит Вячеслав Довнар.

На протяжении 2011−2013 годов белорусский бизнесмен находился в эпицентре акционерной войны с литовскими партнерами Арунасом Жяльнисом и Николаем Колесником по транспортно-логистическому комплексу в Ракове. Однако в феврале 2014 года Довнар стал полноправным владельцем центра и решился на строительство второй очереди комплекса. Казалось, что дела двинулись в светлое будущее. Но, как выяснилось сегодня, с октября 2015 года комплекс «стоит закрытым на ключ». А когда-то там работало 500 человек, говорит Довнар. Автопарк «Белинтертранса» снизился «с 670 единиц техники до порядка 100». Осталось около 50 полноценных фур.

«Мы приняли решение об очень большой реорганизации и оптимизации [компании]. Ужас, кошмар и шок остались позади», — резюмирует Довнар с присущим только ему оптимизмом.

Новости по теме

Новости других СМИ