Как горожане могут сами превратить Минск в смарт-сити

Антон Родненков, ІДЭЯ

Мы все гордимся каждым достижением белорусской ИТ-индустрии, но как это перенести в городское пространство?

Белорусы запускают стартап-конкурента Uber в Нью-Йорке и выходят в топ-5 команд в соревновании NASA, еще несколько тысяч программистов работают в EPAM, Wargaming и десятках других интересных ИТ-компаний. Почему же при такой концентрации качественных человеческих кадров Минск технологически до сих пор остается преимущественно советским городом?

Наши отделения почты трещат от очередей, в которых стоят люди, чтобы положить деньги на мобильный телефон или забрать пенсию. А e-governance ограничивается возможностью отправить жалобу через сайт исполкома или посмотреть расписание движения общественного транспорта с сайта Минсктранса. Пока городские власти заняты невыполнимыми задачами, вроде введения электробусов (хорошо, что хоть не применением струнного транспорта), посмотрим: какие мировые практики могут использовать минчане, чтобы самостоятельно улучшить свой город.


Время для ИТ-решений

Как бы нам не казалось, что наша столица довольно провинциальная, но Минск является восьмым городом в континентальной Европе по численности населения (чуть уступает Парижу и опережает такие города, как Вена, Будапешт, Варшава и Барселона). Соответственно город, где ежедневно перемещаются сотни тысяч людей, является прекрасной площадкой для внедрения ИТ-решений.

Такое большое количество населения и довольно хороший интернет дают хорошие перспективы для экономики обмена (sharing economy) и краудсорсинга. Это касается низового уровня, когда жители самостоятельно могут отправлять на соревнования своих чемпионов, выплачивать штрафы государству, печатать себе книги и даже обмениваться вещами. Также это важно и для высшего уровня, где до последнего времени только власти через свои крупные инфраструктурные проекты определяли, как живут и передвигаются горожане. Наиболее это заметно в сфере транспорта, в которой в последние годы происходит взрыв революционных проектов.

Исторически власти были ответственны за качество городской мобильности, планировали новые развязки, регулировали работу светофоров, пытались оптимизировать общественный транспорт и другие вещи исключительно через вертикальные решения с опорой на централизацию, бюрократию и контроль.

Сегодня горожане способны самостоятельно решать некоторые из этих вопросов. Стартап Waze (который Google приобрел за $1 млрд) позволяет перехитрить пробки. Это навигатор, работающий по принципу кравдсорсинга, когда каждый водитель не только делится своей информацией о скорости движения, но также может обозначать на карте места с происшествиями, перекрытыми улицами, спрятавшимися ГАИшниками и др. В результате пользователи получают самую оперативную информацию на дорогах (зачастую даже оперативнее городских служб) и способны эффективно планировать свои перемещения по городу, избегая крупных пробок.

Другой стартап, Moovit, (который часто называют "Waze общественного транспорта") позволяет горожанам эффективно планировать свои поездки на общественном транспорте, анализируя все маршруты, время их отправления и пожелания самого пассажира. Пользователи в реальном времени могут получать уведомления о происшествиях, оценивать качество и точность маршрутов. Оба приложения помогают горожанам не терять времени, ожидая общественный транспорт или стоя в пробке (а это одни из главных проблем современных городов).

Особенность этих проектов — то, что сами пользователи могут заносить всю необходимую информацию в программы и при необходимости редактировать карты. В результате проекты работают по всему миру (Moovit, к примеру, работает в 900 городах), а месячная аудитория каждого из проектов составляет около 50 млн человек. Поэтому во многих странах городские власти вынуждены подключаться к этим программам, чтобы получать самую свежую информацию. Ведь зачем устанавливать кучу датчиков, если ими становятся сами пользователи.



Примером для остальных здесь является Рио-де-Жанейро, который через программу Waze Connected Citizens анализирует данные по сложности заторов, чтобы оптимизировать работу светофоров, улучшить разметку — и в результате быстро отследить, как работает то или иное решение. Также городские власти имеют возможность оперативнее реагировать на транспортные происшествия (ежедневно получают около 60 тыс. сообщений) и информировать водителей о ремонтных работах в городе. Через Moovit, который также будет официальным транспортным приложением во время Олимпийских игр, город отслеживает самые напряженные маршруты и остановки, а также получает сообщения о происшествиях и качестве обслуживания на маршрутах.

Следующий шаг для городской мобильности — это рост популярности карпулинга, который благодаря современным технологиям может наконец стать удобным. Идея в том, что большинство водителей ездят по своим ежедневным маршрутам одни в машине. Если, существенно не отклоняясь от своего маршрута, водитель может подобрать одного или двух спутников, то покроет так свои расходы на бензин и избавит город от дополнительного трафика. Uber, Waze и Lyft уже запустили в пилотных городах свои версии карпула и, если они сумеют оживить эту идею, то вскоре удобный карпул появится во всех крупных городах мира.

Однако горожане также могут создавать нужные Минску программы. Самым эффективным форматом здесь является хакатон, когда городские активисты, представители НПО и программисты вместе разрабатывают пилоты социально значимых проектов. Такого рода мероприятия стали нормой даже для соседних стран, у нас же определенные попытки в этом направлении делает сообщество Open Data Belarus.

Именно развитие ИТ во многих городских вопросам ввело принцип "кто больше потребляет, тот и больше контролирует" (даже если это сделано через приспособление 115.бел). При этом, как и в случае со всеми краудсорсинговыми продуктами, чем больше ими пользуются, тем лучше они работают. Минчанам нужно активнее пользоваться этими возможностями (те же Waze и Moovit работают в Минске), а там, быть может, и власти подтянуться.

Новости по теме

Новости других СМИ