Разделись и забили

Янка Грыль, БелГазета

Помните попрыгунью-стрекозу из басни? Беларусь нынешним летом вроде бы не особо плясала и массово не пела («Славянский базар» не в счет), даже пила меньше обычного. Если не петь и не скакать - получается стабильность, в этом руководство страны право. Но это весьма скудная стабильность с негативными трендами, чреватыми последующим пением и скоком.

Если подводить итоги завершающегося сезона в формате школьного сочинения «Как я провел лето», несмотря на массу ярких, впечатляющих моментов, в целом результат для Беларуси получится неутешительным. Экономический кризис не завершен, обнаженные им социальные проблемы, накапливавшиеся десятилетиями, не разрешены.

Буйные реформаторские порывы 2015г. за I полугодие 2016г. не просто поутихли - подзабылись. Хитроумные внешнеполитические «многоходовочки» мгновенного и осязаемого эффекта не принесли - в дипломатии дела быстро не делаются. Упражнения в любимом виде спорта - отжиме скидок у России - имеют шанс завершиться очередной «блiскучай перамогай», но невооруженным глазом видно, что она окажется пирровой.

Похоже, руководство страны взяло тактическую паузу. Во-первых, до парламентских выборов, после которых улучшение отношений с ЕС, быть может, выльется наконец в качественно и количественно ощутимые приварки к скудному бульону отечественной стабильности. В крайнем случае, после выборов можно с чистой совестью повысить тарифы на ЖКУ.

Во-вторых, впереди президентские выборы в США, исход которых отразится не только на перспективах затянувшегося выпрашивания кредита у МВФ, но и на общей динамике сокращения интимных мышц белорусской многовекторности. В-третьих, подвешенным остается украинский фактор: любое развитие событий в этой стране чревато для Беларуси вызовами и рисками.


ЛЕТО ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА

Нельзя сказать, что руководство РБ все лето беззаботно нежилось на бюджетненьком белорусском солнышке. Президент Александр Лукашенко, например, активно ездил по регионам. Глава государства дал ряд ценных технологических указаний местному населению - по обустройству сенажных траншей или по недопустимости прекращения хозяйственной эксплуатации старых ферм при вводе новых. Рассказал о том, что закалымить свою трудовую копейку у нас может каждый. Специально пояснил, что во время поездок осматривает не только свежеокрашенные фасады, но и пытливо стремится проникнуть внутрь инспектируемых объектов. Призвал остановить реформу образования и рост цен. Высказал убежденность в необходимости повысить зарплату учителям на 25%. Подарил вышиванку российскому коллеге Владимиру Путину и слуцкий пояс украинскому - Петру Порошенко. Покормил Стивена Сигала морковью. С морковью, Сигалом и вышиванками получилось, с ценами и образованием - не очень.

В течение лета Лукашенко несколько раз многословно и убедительно рассказывал, что теперь его можно ругать и даже посмеиваться над ним. Главное - стабильность и благополучное проведение выборов, а на шутки насчет «раздеваться и работать» он не в обиде. Всем известен кроткий и незлобливый нрав президента. Но вряд ли от его внимания ускользнул тот факт, что даже в знаменитом наказе «раздеваться и работать» белорусы выполнили лишь первую часть. Госаппарат, впрочем, проигнорировал и ее.


ЛЕТО ПО-МИНИСТЕРСКИ


Про то, как провело лето правительство, «БелГазета» писала много и подробно. Премьер Андрей Кобяков начал разрабатывать свою доктрину «динамики возврата на траекторию экономического роста» и наращивания физических объемов при падении стоимостных еще в мае и потом при каждой поездке на места восторженно изыскивал ее подтверждения. В августе результат обкатки концепции был предъявлен. Судя по искреннему, живому блеску в глазах членов правительства, можно говорить о новой религиозной деноминации - Церкви Свидетелей Возврата на Траекторию Роста (ЦСВТР). Догматы ЦСВТР сформулировал менее восторженный, чем премьер, глава Минэкономики Владимир Зиновский: 1) сохранение макроэкономической сбалансированности; 2) своевременный расчет с кредиторами; 3) незначительное превышение прогноза по инфляции; 4) снижение ставки рефинансирования; 5) рост экспорта (в физическом выражении); 6) сокращение складских запасов и т.п.

Статистические паззлы Совмина по отдельности вполне материальны. Но складывающаяся из них мозаика мало напоминает иконопись: молиться на нее могут лишь глубоко верующие адепты ЦСВТР. Восстановления нет, роста нет. Есть официально зафиксированное падение за I полугодие: ВВП - на 2,7%, внешнеторгового оборота - на 15,9%, реальных денежных доходов населения - на 7% и т.п.

Ключевая битва лета - спор с «Газпромом» о ценообразовании - не закончена. Само ее начало - уже поражение: по-белорусски простая, грубоватая попытка одним махом ­сэкономить несколько сот миллионов долларов, которых нет, обнажила фундаментальную уязвимость отечественной экономики.
В Восточной Европе уже есть страна, регулярно пересматривавшая контракты с «Газпромом», - Украина. Систематический размен партнерских отношений, дающих право на дисконт, на дополнительные скидки, обычно приводит к тому, что не остается ни отношений, ни скидок. Хорошо, что переговоры Минэнерго РБ и РФ протекают в режиме невынесения сора из избы, но даже продвигаемый в СМИ вариант сохранения лица партнеров при скидке почти на треть и оплате в рублях предполагает расчет по накопленным в 2016г. долгам, а их не менее $300 млн.


ЛЕТО ПО КАЛЬКУЛЯТОРУ

Здесь мы подходим к главному риску для стабильности: борьба за ее сохранение выродилась в танец вокруг госдолга, кредиторов и счета текущих операций.

Справка «БелГазеты». По данным Минфина РБ, внешний госдолг на 1 августа 2016г. составил $13,3 млрд., увеличившись с начала года на $847 млн. (+6,8%). В январе-июле 2016г. Беларусь привлекла внешние госзаймы на $1,303 млрд.: $800 млн. кредита ЕФСР, $276,9 млн. кредитов правительства и банков РФ, $179,5 млн. кредитов банков КНР, $46,6 млн. кредитов МБРР и 0,4 млн. ЕБРР. Погашение внешнего госдолга составило $525,8 млн.: $176,6 млн. - ЕФСР, $165,6 млн. - банкам КНР, $162,5 млн. - правительству РФ, $20,4 млн. - МБРР, $0,7 млн. - США. Внутренний госдолг на 1 августа 2016г. достигал BYN9,4 млрд., сократившись с начала года на BYN0,4 млрд. (-3,8%). Всего госдолг РБ на 1 августа составил BYN35,9 млрд., увеличившись с начала года на BYN3 млрд. (+9,3%).

Постоянная потребность в кредитах связана с характером промпроизводства: товар нужно еще произвести и продать, а деньги на сырье, энергию, зарплаты, налоги и пр. необходимы уже сейчас. Судя по тому, какой размах с годами принял этот перекос, нужно либо 1) радикально улучшать качество управления промсектором, либо 2) проводить деиндустриализацию, как Украина или страны Балтии, выталкивая сделавшееся балластом трудоспособное население из новорожденной «аграрно-сервисной сверхдержавы». Отрадно, что руководство РБ понимает, что второй вариант губителен. Прискорбно, что у него ничего не получается с первым.

Про такой показатель, как дефицит счета текущих операций, Беларуси десятилетиями в унисон бубнят МВФ, ЕФСР и прочие организации. Показатель хорош тем, что демонстрирует, живет ли родина по средствам. За всю историю независимой Беларуси баланс текущего счета, если верить Всемирному банку (ВБ), вышел в плюс лишь единожды - в 2005г.

Справка «БелГазеты». Согласно подсчетам ВБ, баланс текущего счета РБ за 1993г. составил -$0,435 млрд., за 1994г. - -$0,444 млрд., за 1995г. - -$0,458 млрд., за 1996г. - -$0,516 млрд., за 1997г. - -$0,859 млрд., за 1998г. - -$1,016 млрд., за 1999г. - -$0,194 млрд. В 2000-х ситуация не изменилась: -$0,459 млрд. (2000г.), -$0,529 млрд. (2001г.), -$0,326 млрд. (2002г.), -$0,456 млрд. (2003г.), $1,192 млрд. (2004г.), +0,459 млрд. (2005г.), -$1,388 млрд. (2006г.). Далее показатель загалопировал: 2007г. - -$3,013 млрд., 2008г. - -$4,959 млрд., 2009г. - -$6,133 млрд., 2010г. - -$8,28 млрд., 2011г. - -$5,053 млрд., 2012г. - -$1,862 млрд., 2013г. - -$7,567 млрд., 2014г. - -$5,222 млрд., 2015 - -$2,074 млрд.

Есть версия, будто трудолюбивых и добросовестных белорусских хозяйственников вечно подводит нефть: дорожая - демотивирует, дешевея - оставляет без куска хлеба. Увы, видимо, корень зла не в нефти: тренд оформился еще в 90-е, а обострение болячек запустил глобальный финансовый кризис 2007г., которого «у нас нет».


ЛЕТО ПО-ОБЫВАТЕЛЬСКИ

Чтобы подвести итоги лета для рядового гражданина, достаточно всего одного статистического индикатора - цен. Если верить анализу данных статистических ведомств стран экс-СССР, проведенному БелаПАН, в январе-июле Беларусь заняла 1-е место на постсоветском пространстве СНГ по росту потребительских цен.

Справка «БелГазеты». По подсчетам БелаПАН, потребительские цены в РБ за 7 месяцев увеличились на 7,8% - против 5,9% в Азербайджане, 5,2% в Казахстане, 4,8% в Украине, 3,9% в России, 3,7% в Таджикистане, 1,8% в Эстонии, 0,8% в Латвии, 0,3% в Литве. Официально снижались цены в Молдове (-0,9%), Грузии (-1%), Кыргызстане (-2,3%), Армении (-3,3%). По итогам января Беларусь была 3-й по росту цен (+1,9%), января-февраля - 2-й (+4,8%), I квартала - 2-й (+5,7%), января-апреля - 2-й (+6,4%), января-мая - 1-й (+7%), I полугодия - 1-й (+7,4%).

Эта статистика выгодно дополняет и оттеняет аргументацию адептов ЦСВТР. Летом ряд товарных групп дешевеет, осенью - дорожает. Так было всегда - и так будет в этом году: инфляция уже превышает прогноз. Эти цифры целиком и полностью определяют летние впечатления и осенние тревоги рядового гражданина.

Новости по теме

Новости других СМИ