Могут ли рабочие МАЗа стать айтишниками?

Анастасия Гурина, Ежедневник

IT-сфера на белорусском рынке труда занимает скромное место. Как показывает опыт других стран, информационные технологии способны впитать гораздо больше рабочей силы. Но эта рабочая сила должна быть обучена.

Сегодня государство сохраняет избыточный персонал на промышленных предприятиях, чтобы избежать всплеска безработицы и социальной напряженности. Убыточные заводы являются крупными работодателями, поэтому браться за их реформирование опасно.

По данным Минфина, в десяти самых убыточных ОАО страны в 2015 году работало 69 тыс. человек. Евразийский банк развития оценивает избыточную занятость в Беларуси в 20% занятого населения.

Между тем наряду с «лишними» работниками в госсекторе в Беларуси существует сфера с обратным перекосом. IT-отрасль остро нуждается в кадрах, и в отличие от промышленности здесь рабочие места имеют высокую экономическую эффективность.

Способна ли эта сфера абсорбировать рабочую силу, высвобождающуюся из неэффективных отраслей? Об этом «Ежедневник» побеседовал с начальником координационно-методического центра по развитию IT-образования Ассоциации «Инфопарк» Евгением Ластовским.

Могут ли рабочие МАЗа стать айтишниками?


Эксперт обратил внимание, что в Беларуси в IT-сфере занято около 1,5-2% трудоспособного населения. В то же время в таких странах, как например Чехия или Финляндия, этот процент доходит до 10%.

То есть возможности IT-отрасли на рынке труда далеко не исчерпаны. И здесь решающим вопросом становится, сможем ли мы качественно переобучить высвободившуюся из других отраслей рабочую силу. А также эффективно подготовить к работе новое поколение.

Могут ли рабочие МАЗа стать айтишниками?


Статистика включает сферу IT в вид деятельности под названием «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям»

В принципе, переобучить взрослых неподготовленных людей даже такому сложному делу, как компьютерные технологии – задача вполне реальная, уверен Евгений Ластовский. Чтобы стать программистом, не обязательно заканчивать университет.

«Университет нужен для расширения кругозора, а научить профессии способны экспресс-курсы дополнительного образования», - отметил представитель «Инфопарка».


Профессии в ИТ предполагают интеллектуальные способности, однако быть математическим гением вовсе не обязательно.

«ИТ- это не только программисты, это и аналитики, и менеджеры, и тестировщики. Конечно, даже при всем разнообразии специальностей, ИТ не всем подходит. Но если у человека есть способности и интерес к этой работе, то обучиться он может в любом возрасте», -- считает эксперт.



Обучение не значит работа

Проблема в том, что сегодня белорусская система IT-образования не в полной мере отвечает потребностям рынка. У нас учат в основном теории, и человек, окончивший университет или образовательные курсы, не способен сразу выполнять реальную работу.

«По нашим данным, на каждую вакансию junior-специалиста приходит около 200 резюме. Человеку, получившему ИТ-образование, приходится тратить от 6 до 12 месяцев на поиски первого места работы».


По мнению Евгения Ластовского, такой проблемы не было бы, если бы образовательные программы уделяли больше внимания практике. Практика – это не значит сидеть за компьютером и учиться писать код. Практика – это моделирование работы над реальным проектом.

Важную роль в образовательном процессе также должна играть профориентация. Центр по развитию IT-образования занимается разработкой профориентационного тестирования, которое предлагает проводить перед началом обучения.


«Корочка» или реальные навыки

Что касается распространенных ныне IT-курсов, то здесь проблем еще больше. Курсы множатся на фоне высокого спроса на овладение профессией. По информации «Инфопарка», в Беларуси существует около 540 различных авторских курсов по IT-специальности. Однако качество подготовки на таких курсах остается под вопросом.

«Мерилом тому, насколько эффективно курсы дополнительного образования, является востребованность выпускаемого специалиста на рынке труда. И здесь мы получаем от компаний совершенно разные отзывы о тех или иных образовательных программах и центрах», - отметил эксперт.


Чтобы навести порядок в этой сфере, Центр по развитию IT-образования работает над созданием системы добровольной аккредитации для курсов, которая подтверждала бы, что образовательный процесс соответствует определенным критериям. Сейчас в центре идет работа над выработкой критериев – для этого он сотрудничает с ведущими компаниями на рынке образовательных услуг и изучает мировой опыт.

Сейчас «Инфопарк» запустил конкурс образовательных проектов – участники будут обучать группу слушателей, отобранных случайным образом из предварительно набранного пула желающих. По итогам эксперты проверят, чему они научились, и определят победителей.

«Нужно отбирать лучших преподавателей и тиражировать лучший опыт - как это делается в "большом" образовании и, к примеру, в медицине», - отметил Евгений Ластовский.


В будущем Центр также планирует внедрить в практику добровольную аттестацию для выпускников ИТ-курсов, которая определит уровень полученной подготовки. По мнению начальника центра, такая система будет стимулировать образовательные курсы улучшать свой уровень и послужит ориентиром работодателю при подборе сотрудников.

Новости по теме

Новости других СМИ