Кто получит субсидии на коммуналку?

Владимир Новосяд, БелГазета

С 1 октября вступает в силу указ президента N322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий», чем власть официально заявила: адресное субсидирование в Беларуси наконец-то заработает. Не надо будет давать всем понемногу, помощь в первую очередь получат те, кто в ней нуждается в силу материального состояния.

Вроде бы жест правильный, учтена мировая практика применения адресного субсидирования, но, если внимательно проштудировать нормы указа, можно сделать вывод: в белорусском варианте адресную помощь вряд ли кто-то получит. А если и получит, ему это станет дороже.

Субсидии будут рассчитываться следующим образом: берется суммарный семейный бюджет, и если он не превышает BYN200, семья получает дотации на основные коммунальные платежи - свет, тепло, вода. Но в стране минимальные зарплаты и пенсии немного превышают эту сумму, в результате чего получается: люди сводят концы с концами, но для получения дотаций они «слишком богаты». При этом даже если адресную помощь все же удастся получить, никто не будет освобожден от других затрат, поскольку на допуслуги заключаются отдельные договоры.

Второй важный момент - в указе прописано 18 пунктов, которые необходимо соблюсти, чтобы оформить получение положенной субсидии: указание места работы, справка о размере зарплаты за последние 6 месяцев и т.д. Получается, если человек долгое время не имеет дохода и хочет получить положенную государством адресную помощь, он для начала должен на себя донести, затем - заплатить налог, предусмотренный декретом «О предупреждении социального иждивенчества», и в итоге остаться ни с чем. Такой вариант событий выглядит правдоподобно, ведь, комментируя документ об адресной помощи, власти сообщили, что в стране порядка 400 тыс. человек нуждается в субсидировании по оплате ЖКУ. Эта цифра удивительным образом практически совпадает с примерным количеством тунеядцев, которых государство собиралось вывести на чистую воду. Субсидии в данном аспекте - не более, чем сыр в мышеловке.

При этом не собираюсь отрицать пользу адресного субсидирования: государство должно предоставлять помощь попавшим в неприятности людям, тайм-аут для решения проблем. Эта практика общемировая, поскольку при отсутствии адресной помощи субсидии получит сама отрасль, а что происходит, когда внутри отрасли крутятся большие деньги, мы с вами прекрасно знаем. Так что введение субсидирования - важный момент, свидетельствующий о том, что избушка постепенно начинает поворачиваться к населению передом. Правда, происходит это не столько из-за заботы о населении, сколько из-за отсутствия нужного финансирования для работы в прежнем режиме. Власть вынуждена менять правила игры, но делает это крайне неуклюже, в результате перемены, которые анонсируют как глоток свежего воздуха, могут только усугубить социальное недовольство.

Кроме того, появление этого указа и ряд других законодательных норм косвенно говорит о том, что тарифы на ЖКУ будут повышаться - и далеко не на $5, как это происходит ежегодно. При этом государство учитывает все риски, которые могут быть связаны с неплатежами. Например, идет кампания по заключению договоров между собственниками и поставщиками основных коммунальных услуг, но договор юрлица (товарищество собственников, ЖСПК) с поставщиком остается в силе. Это принцип страховочного каната: если какой-нибудь тунеядец откажется платить по счетам, финансовое бремя ляжет на юрлицо, причем наверняка по другому тарифу. Властям самое время вспомнить, что, согласно существующим поправкам в Жилищном кодексе, все дома совместного домовладения еще в мае 2013г. должны были быть преобразованы в товарищества собственников. До сих пор это не сделано, поэтому я не исключаю в ближайшее время проведения активной кампании по преобразованию приватизированного жилфонда (92% от рынка) в юрлица - все финансовые затраты за основные ЖКУ таким образом будут переложены на «колхоз», который будет там жить.

В единую концепцию хорошо ложится и недавний приезд в Беларусь миссии МВФ на переговоры о выделении очередного кредита. Мы не знакомы ни с протоколом ведения переговоров, ни тем более с конкретными условиями, но из интервью главы миссии узнали, что проведение реформы ЖКХ - одно из обязательств, которые взяла на себя белорусская сторона. Это фактически украинский сценарий, где коммунальные платежи за «трешку», к примеру, в Одесской области обходятся собственникам в $75. У нас те же квадратные метры могут стоить дороже - Украина, в отличие от Беларуси, успела провести ряд действий, поспособствовавших реорганизации отрасли.

Одно из принципиальных отличий между нами и Евросоюзом, во всех странах которого существует адресная помощь, заключается в том, что там субсидии зависят от дохода гражданина, проживающего в муниципальном жилье. Сложно представить, что в Польше или Литве человек будет просить субсидии на содержание своей собственности. Ведь если ты собственник - решай вопрос самостоятельно: продавай жилплощадь, переезжай на меньшие квадратные метры и т.д. Во всем мире субсидии рассматриваются как приложение к каким-то процессам, у нас же это берется за основу, из-за чего возникает комичная ситуация: я - собственник, но у меня нет работы, поэтому дайте мне денег, чтобы оплачивать коммунальные услуги. Это очередные признаки своего пути, но когда мы вырулим на путь общеевропейский - остается большой загадкой.

Новости по теме

Новости других СМИ