Миллиарды в падающий сектор. Как госпредприятия стали "здоровым дураком", опасным для экономики

Ольга Лойко / TUT.BY

Иллюстративное фото
Государственные предприятия должны перестать генерировать такой объем проблем для экономики, который они выдают сейчас, констатировал директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, анонсируя ключевую тему очередного Кастрычніцкага эканамічнага форума.

«Они остаются стратегическими с точки зрения запасов складов, объема долгов, но по добавленной стоимости и обеспечению занятости это уже не так», — уверен эксперт.


Дорогой рост

«Экономика Беларуси нуждается в реформах. Без них в страну не придут серьезные инвестиции — ни внешние, ни внутренние. Без реформ экономика будет погрязать в стагнации, потому что принципы „ручного управления“ потеряли свою эффективность. В конечном итоге отсутствие реформ несет угрозу человеческому потенциалу — важнейшему фактору устойчивого развития страны», — уверен Чубрик.

При этом нереформированный госсектор создает большие проблемы для всей экономики. В частности, как обратил внимание ассоциированный эксперт Исследовательского центра ИПМ Антон Долговечный, влияние долга госпредприятий на внешний долг выросло с 4,5% ВВП в начале 2011 года до 9% ВВП.

Миллиарды в падающий сектор. Как госпредприятия стали "здоровым дураком", опасным для экономики

«Мы всегда гордились низким внешним долгом, но ситуация меняется. За полтора года соотношение внешнего долга к ВВП выросло на 10 процентных пунктов. Важно обратить внимание на то, чего это стоило для бюджета», — подчеркнул Долговечный. В 2015 году издержки на прямую помощь госпредприятиям были уже очень велики. «Такая поддержка — фактическое закапывание денег. Несмотря на эту поддержку, мы видим резкий рост проблемных кредитов», — предупреждает он.

При этом не стоит рассчитывать, что ситуация в экономике может нормализоваться за счет благоприятной внешней конъюнктуры, констатирует старший преподаватель БГУ Михаил Чепиков. Эксперт обращает внимание на то, что традиционные рынки не растут — и в России спад экономики, и экономика еврозоны пережила «потерянное десятилетие», с 2008 года там не растет ВВП на душу населения.

Не стоит рассчитывать и на поддержку со стороны России, полагает Чепиков. Анализируя диаграмму МВФ о субсидиях со стороны России, он отмечает, что в этом виде ситуацию удобно представлять российской стороне.

Миллиарды в падающий сектор. Как госпредприятия стали "здоровым дураком", опасным для экономики

«Со стороны Беларуси все должно выглядеть несколько иначе. С 1991 года, с распада СССР, условия торговли с Россией ухудшаются — экспортные цены нас вынуждают снижать, импортные — наоборот, поддерживают на высоком уровне. То есть при экспорте нам не дают выйти на свободные мировые цены на российском рынке, а на импорт цены для нас не опускают до внутрироссийского уровня. Частично это как раз и покрывалось различными трансфертами и субсидиями», — объясняет эксперт.

«Россия, как и Беларусь, идет по тому же пути импортозамещения, и ей все равно, откуда этот импорт. Все белорусские производства имеют аналоги и конкурентов в России. Отдавать конкурентам сырье по низким ценам российскому бизнесу невыгодно. И они активно лоббируют свои интересы в правительстве. Не надо все помещать в плоскость "братья-друзья". Это чистый рынок», — подчеркивает Чепиков.

В Китае, на который в последнее время часто ориентируется Беларусь, ситуация иная, предупреждает эксперт. Там возможна ребалансировка экономики за счет внутреннего рынка. «В Китае больше нет былого прироста рабочей силы, снова начала расти доля иждивенцев — золотой век их большой и дешевой рабочей силы заканчивается. Но внутренний рынок у них есть, уровень жизни заметно вырос — по некоторым данным, 150 млн китайцев имеют средний доход выше, чем средний доход в США. Если бы у нас 10% населения имело доход 50 тысяч долларов в год, то это было бы сопоставимо с нашим нынешним ВВП», — обращает внимание Чепиков.

Перспективы Беларуси после нынешнего состояния («спад без реформ») — или инфляционный пузырь в результате накачки внутреннего спроса («прелести» этого подхода Беларусь переживала уже не раз — рост цен на товары и услуги, давление на курс и т.п.), или трансформационный спад, то есть неизбежное снижение темпов экономики и уровня жизни на период, который вам потребуется, чтобы что-то сломать и затем на этом месте начинать строить, считает эксперт.

Миллиарды в падающий сектор. Как госпредприятия стали "здоровым дураком", опасным для экономики

«Прямого перехода из нынешнего состояния к инновационному росту, к сожалению, нет. Хотя если бы мы не шли в конце реформ в регионе, а как Центральная Европа или страны Балтии, был бы шанс с большой внешней помощью совершить этот прыжок», — отмечает Чепиков.
Он обращает внимание на графики, показывающие сжатие индустриального сектора: «Наша промышленность, судя по этому графику, вообще законсервирована. То есть мы искусственно пытаемся ее удержать. Но стоит ли овчинка выделки?»

Миллиарды в падающий сектор. Как госпредприятия стали "здоровым дураком", опасным для экономики


Сильный или умный?

Динамика производительности в ключевых секторах показывает, что происходит в экономике Беларуси и почему стране нужны реформы. «В частности, в промышленности производительность падает, несмотря на то что мы пытаемся законсервировать в ней имеющееся количество занятых, а может, именно поэтому. То есть мы вкладываем все больше ресурсов в падающий сектор, который объективно должен сократиться. Мы пытаемся идти против ветра, а потом удивляемся полученному результату», — полагает Чепиков.

Миллиарды в падающий сектор. Как госпредприятия стали "здоровым дураком", опасным для экономики

В сельском хозяйстве все не так однозначно, предупреждает он. «Но государство вложило столько капитала в этот сектор, что по некоторым годам вложения превосходили выручку всего сельского хозяйства за этот период. При этом прибыль никого не волновала по определению. Неудивительно, что производительность не росла».

Если деньги закапываются в госсектор, это тянет весь организм экономики на дно — из-за этого страдает финансовый сектор, падает доверие к различным институтам. В итоге страна имеет низкие перспективы роста. «Мы вкладываем в неэффективное оборудование и не вкладываем в человеческий потенциал, здоровье, образование. Мы бы хотели выходить на внешние рынки. При этом наши госпредприятия неконкурентоспособны даже на внутреннем», — резюмирует Михаил Чепиков.

Небольшие «поглаживающие» меры в отношении госсектора не дают требуемого результата, уверен председатель совета директоров Института приватизации и менеджмента Дмитрий Дичковский. «Реформирование должно начаться от изменения сознания топ-менеджмента, уровня их ответственности, спроса с них, — уверен он. — Сегодня они просто закованы страхом совершить ошибку. Бездействие или крайняя осторожность для них является ключом к личному успеху и личной безопасности. Сложные моменты вроде изменения фокуса предприятия менеджмент в условиях существующего контроля избегает». Инициативу надо высвобождать, — уверен эксперт.

Президент Беларуси когда-то говорил, что «необразованный здоровый человек — просто здоровый дурак, а он опасен для общества». Госпредприятия стали таким «дураком», отмечает Дмитрий Дичковский. «Мощности модернизированы, они могут выпустить продукции сколько угодно, но кто это купит, кому это надо, как донести ценность этого продукта для целевой аудитории — никто не знает», — разводит руками он.

Новости по теме

Новости других СМИ