Колесницы апокалипсиса: гигантские автомобили маленькой страны

Александр Алесин, "Белрынок"

Фото с сайта belrynok.by
Так уж получилось, что трехдневная поездка президента Беларуси Александра Лукашенко в КНР практически совпала по времени с появлением публикаций в мировых СМИ об очередном достижении китайской науки и техники.

По сообщению издания "Военный Паритет", компания China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT) не так давно представила модель специализированного колесного десятиосного транспортного средства для перевозки и запуска ракеты носителя (РН) CZ-11 (Chang Zheng-11/Чан чжэн-11 — Великий поход-11).

Впервые информация о РН CZ-11 появилась несколько лет назад. Но и сегодня о ней известно очень мало. Ракета создана в стенах Китайского исследовательского института ракетной техники. По неподтвержденным данным, прототипом CZ-11 стала межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) Dongfeng-31А (DF-31A).

Как и базовая, гражданская версия ракеты будет работать на твердом топливе. По информации неофициальных источников ее общий вес составляет 58 т, длина — 20,8 м, диаметр — 2 м, вес полезной нагрузки — около 1000 кг. Эксперты предполагают, что в будущем CZ-11 должна заменить не оправдавшую надежд твердотопливную ракету Kaituozhe-1 (KT-1).

В случае успешного завершения испытаний новая ракета, благодаря особенностям ее конструкции, позволит значительно (с месяцев до часов) сократить сроки подготовки космических аппаратов к запуску. Что весьма важно в случаях стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций. Когда надо максимально оперативно и точно оценить ситуацию для принятия необходимых мер реагирования.

Но о колесном транспортере, который будет вывозить ракету на старт и послужит для нее пусковой установкой, известно еще меньше. Только то, что у него будет десять осей и схема компоновки аналогична "изделиям" Минского завода колесных тягачей (в советские времена Специального производства Минского автомобильного). Вряд ли такое совпадение случайно. Скорее всего, новая машина является следствием сотрудничества белорусских и китайских предприятий, получившего развитие в постсоветский период.

В 1998 года в китайском городе Сиогань провинции Хубэй было организовано совместное сборочное предприятие "Санцзян Волат Компани, Лтд." по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 т. Учредителями СП с капиталом в 52,2 млн. юаней выступили с белорусской стороны — Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) — его доля в уставном фонде составляет 30%, с китайской стороны — аэрокосмическая корпорация "Санцзян" (доля в уставном фонде составляет 70%).

В результате, как сообщают тамошние СМИ, в настоящее время в Китае уже есть три компании, способные производить внедорожные специальные колесные шасси и тягачи (СКШТ). И КНР является одной из немногих стран, которая обладает технологиями разраб и и производства таких машин. Отмечая бесспорные заслуги китайских товарищей в очередной из отраслей науки и техники, хотелось бы напомнить, что бесспорный приоритет в создании автомобилей такого класса еще со времен СССР принадлежит, именно, МЗКТ.


Колесницы апокалипсиса

В конце 70-х — начале 80-х прошлого столетия в ответ на активно создаваемые в США новые межконтинентальные ракетные системы MX LGM-118A "Пискипер" и MGM-134A "Миджитмен" (которые предполагалось использовать и в шахтном, и мобильном вариантах базирования) в Советском Союзе началось проектирование твердотопливной МБР со взлетным весом 100 тонн РТ-23 "Молодец" в рамках проекта "Целина".

А в феврале 1980 года был издан приказ министра автомобильной промышленности СССР, в котором Минскому автозаводу предписывалось в кратчайшие сроки разработать колесный транспортер особо большой грузоподъемности под автономную мобильную пусковую установку для ракетного комплекса "Целина".

По задумке военных такие автомобили должны были курсировать по бескрайним советским просторам и в случае необходимости прямо на маршруте патрулирования производить быструю предстартовую подготовку и пуск ракет.

Генеральным конструктором проекта был назначен Борис Львович Шапошник. Уже после предварительных расчетов выяснилось, что общий вес стартового комплекса в рамках проекта "Целина" перевалит за 360 т. Первый и, как в последствии оказалось, единственный образец колесного транспортера под него, получил индекс МАЗ-7904 и был готов к июню 1983 года.

Колесницы апокалипсиса: гигантские автомобили маленькой страны

МАЗ-7904

Собственная масса автомобиля была равна 140 т. В качестве главного двигателя на транспортере использовался судовой V-образный 12-цилиндровый дизель М-350 мощностью 1500 л.с. производства ленинградского ПО "Звезда". Поимо этого для обеспечения энергией вспомогательных систем, таких как гидронасос рулевого управления, компрессор тормозной системы и т.д., на машину был установлен еще один дизель мощностью 330 л.с.

Длина шасси составляла 32,2 м, ширина — 6,8 м, высота по уровню крыш двух параллельных кабин — 3,45 м. Каждое из двенадцати колес транспортера было "обуто" в шины Bridgestone, купленных у японской компании якобы для комплектации трех карьерных самосвалов.

Советская шинная промышленность на тот момент не могла обеспечить производство таких покрышек: на каждое колесо диаметром порядка трех метров в диаметре приходилась нагрузка в 30 т.

Привод каждого из них осуществлялся бортовым способом через две синхронизированные гидромеханические передачи. Две передние и две задние оси транспортера были управляемыми, что обеспечивало радиус поворота всего в 50 м. Дорожный просвет составлял 480 мм.

Заводские испытания автомобиль проходил под Минском в обстановке строжайшей секретности. Выезд из цеха осуществлялся лишь тогда, когда над белорусской территорией не было американских разведывательных спутников. Однако, провести в таких условиях полный цикл испытаний сложно, и было принято решение перевезти автомобиль по железной дороге в Казахстан, в район космодрома Байконур.

Там груженный 220 т балласта автомобиль накатал порядка 4000 км, но не был принят на вооружение. В реальных условиях эксплуатации он оказался неспособным нести такую нагрузку, был слишком тихоходен, обладал низкой проходимостью (мог передвигаться лишь по твердым дорожным покрытиям) и очень тяжелой управляемостью. Да и сами военные уже в ходе испытаний отказались от проекта "Целина" в пользу проекта "Целина-2", для которого требовался уже совсем другой транспортер.

МАЗ-7904 до 2010 года находился в одном из ангаров Байконура. После чего по решению правительства Казахстана был утилизирован.

9 августа 1983 года вышло постановление правительства СССР о создании единой твердотопливной ракеты РТ-23 УТТХ "Молодец" для шахтного, железнодорожного и грунтового базирования N 768/247. Трехступенчатая МБР с РДТТ, проектирование которой было поручено КБ "Южное", должна была иметь следующие характеристики: максимальная дальность стрельбы — 10.000 км, стартовая масса — 104,5 т, длина в ТПК — 22,6 м, максимальный диаметр корпуса — 2,4 м, разделяющаяся головная часть (ГЧ) с 10 ядерными боевыми блоками индивидуального наведения на цель.

Проект подвижного ракетного комплекса грунтового базирования был назван "Целина-2" и получил индекс заказчика 15П162. Но еще до этого в марте 1983 года на Минском автозаводе в рамках проекта "Целина-2" начались работы по созданию облегченных шасси для этого варианта базирования. Способных транспортировать не только саму ракету, но и оборудование, обеспечивающее ее хранение, предстартовую подготовку и пуск: восьмиосного с механическим приводом под индексом МАЗ-7906 и сочлененного двенадцатиосного с электроприводом МАЗ-7907.

А уже в конце июня 1984 года в экспериментальном цехе N 2 начались приемосдаточные испытания шасси МАЗ-7906 (16x16) высотой 3,76 м, длиной 26,29 м, шириной 4,85 м и грузоподъемностью 150 т. На нем был применен дизель М-351 мощностью 1500 л.с, две синхронизированные гидромеханические передачи (4+2), четыре управляемые передние оси обеспечивали радиус поворота гигантской машины всего в 30 метров, собственная снаряженная масса составляла 68,3 т.


Опередить свое время так же плохо, как и отстать от него

В качестве альтернативного варианта колесной базы для самоходной пусковой установки по программе "Целина-2" к марту 1985 года был построен первый опытный образец уникального двенадцатиосного шасси МАЗ-7907 (24x24). Машина состояла из двух шестиосных полноприводных секций, соединенных между собой специальными узлами сочленения с шарнирами. Четыре передних и четыре задних оси сделали управляемыми, что обеспечило минимальный радиус поворота в 27 метров при длине шасси в 28,19 м. Ширина машины — 4,1 м, высота — 4,41 мм, собственная снаряженная масса — 65,8 т, грузоподъемность — 150 т.


Видео: WORLD'S BIGGEST

В качестве силового агрегата на МАЗ-7907 была использована трехвальная газовая турбина ГТД-1000ТФМ (вариант танкового двигателя ГТД-1250) номинальной мощностью 1200 л.с., смонтированная под специальной 3-местной кабиной с тремя лобовыми стеклами, системами жизнеобеспечения и кондиционирования воздуха.

Двигатель приводил в действие электрогенератор переменного тока ВСГ-625, ток от которого поступал на узлы трансмиссии и на 24 синхронных 30-киловаттных тяговых электромотора ДСТ-180-6 с частотной системой регулирования с тиристорными преобразователями и воздушно-масляным охлаждением, смонтированных внутри рамы машины. Блоки электрического управления и масляные радиаторы помещались в двух параллельных кожухах, расположенных продольно в задней части шасси.

Механическую часть трансмиссии составляли согласующий и понижающий редукторы, коробка отбора мощности, угловые и колесные передачи, многочисленные трансмиссионные и колесные карданные валы. Машина имела индивидуальную гидропневматическую подвеску с попарными бортовыми балансирными связями. Все 24 колеса были оборудовали широкопрофильными камерными шинами ВИ-207 1660x670-685 с постоянным внутренним давлением (3,5 кгс/см2).

Шарнирно-сочлененная рама и большой ход подвески колес диаметром под два метра обеспечивали машине с проектной боевой массой около 220 т хорошую проходимость по грунтовым дорогам сложного профиля и максимальную скорость до 25 км/ч. Максимальная расчетная скорость на твердых и гладких покрытиях составляла 40 км/ч.

Предварительные обкаточные и пробеговые испытания шасси МАЗ-7907 в объеме 1000 км были проведены на заводе. Машины выходили в пробег в ночное время на Могилевское шоссе и заводской полигон "Утес". По завершении заводских испытаний шасси было разобрано и по железной дороге отправлено на ПО "Баррикады" (г. Волгоград). Где на нем был смонтирован габаритный макетный образец автономной пусковой установки (АПУ) 15У157 комплекса 15П162 "Целина-2".

После чего шасси было направлено железной дорогой в позиционный район 7-й гвардейской ракетной Режицкой Краснознаменной дивизии недалеко от пгт. Выползово Бологовского района Тверской области для проведения сравнительных испытаний с шасси МАЗ-7906. Целью был выбор типа шасси для ПГРК "Целина-2".

Там были построены гигантские ангары для хранения и обслуживания шасси, специальные участки дорог с мостами и развязками для исследования воздействия колес на дорожное полотно. Испытания начались в сентябре 1986 года и были завершены в сентябре 1987 года, при этом пробег МАЗ-7907 составил 2054 км при максимальной достигнутой скорости 25 км/ч.


Как противоречащие "новому мышлению"

Как отметила комиссия по результатам всех испытаний, главными недостатками шасси 7907 являлись низкая работоспособность и малый КПД электрической трансмиссии, недостаточная проходимость по грунтам с низкой несущей способностью, повышенная осевая нагрузка (18,5 т) и недостаточная динамика разгона.

Согласно данным историков Минского автозавода, комиссия в окончательных выводах все же рекомендовала к производству после соответствующей доработки шасси МАЗ-7907 как обладавшее по сравнению с МАЗ-7906 рядом преимуществ: меньшими осевыми нагрузками, легкостью управления, лучшими виброакустическими характеристиками в кабине, быстрым набором готовности к движению при низких температурах (за счет применения ГТД), лучшими эксплуатационными качествами (за счет применения электротрансмиссии), более высокой надежностью и живучестью (за счет резервирования систем и возможности движения без 8 электроприводов), лучшей железнодорожной транспортабельностью.

Колесницы апокалипсиса: гигантские автомобили маленькой страны

Летом 1996 года с помощью одного из шасси МАЗ-7907 осуществлена транспортировка речного теплохода весом 88 т и длиной 40 м с реки Березины на озеро Нарочь на расстояние 250 км. Фото http://masterok.livejournal.com

Новости по теме

Новости других СМИ