Реформа госпредприятий: жизнь все равно заставит

Татьяна Маненок, belrynok.by

Коллаж с сайта belrynok.by
Без масштабной приватизации Беларусь не сможет решить проблему отбраковки убыточных предприятий и, тем более, построить эффективную экономику.

Вопреки нежеланию высшего белорусского руководства приступить к реформе госсектора, жизнь все равно заставит это сделать. Причина заключается в том, что прежних финансовых возможностей для патроната госпредприятий у Беларуси сейчас просто нет и, скорее всего, уже будет.

ПОЧЕМУ НАДО РЕФОРМИРОВАТЬ ГОССЕКТОР

Это убедительно доказал ассоциированный эксперт Исследовательского центра Института бизнеса и менеджмента Антон Долговечный на встрече с журналистами 28 сентября, комментируя повестку «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2016).

Он подчеркнул, что сегодня у бюджета денег, чтобы поддерживать госпредприятия, денег становится все меньше и скоро их совсем не будет. Дело в том, что белорусский экспорт в последние годы становится менее эффективным, что снижает приток валюты в страну, ведет к дефициту внешней торговли и что, соответственно, сужает возможности для поддержки госпредприятий. Второе: в последние два года заметно снизились энергетические субсидии Беларуси со стороны России.

Реформа госпредприятий: жизнь все равно заставит

«Таким образом, по двум этим направлениям возможности для оказания господдержки у Беларуси сократились – то есть, у бюджета денег поддерживать реальный сектор становится все меньше», — отметил А. Долговечный.

Кроме того, «перспективы для Беларуси не самые радужные, исходя из тенденций развития мировой экономики». Условия торговли энергоносителями с Россией ухудшаются. А если РФ в ближайшей время завершит налоговый маневр в нефтяной отрасли, то Беларусь практически потеряет нефтяную ренту, которую она имеет благодаря разнице между экспортными пошлинами на нефть и нефтепродукты (Минфин РФ заявляет, что это случится же в 2018 году).

Кроме того, в условиях падения мирового спроса и ухудшения мировой торговли многие государства усиливают протекционистские меры в стремлении защитить свой рынок. Не стала исключениям и Россия, где в последнее время заметно укрепились лоббистские настроения по защите отечественных производителей.

При этом Беларусь увеличивает прямые расходы бюджета на обслуживание внешних долгов. Белорусские власти всегда гордились низкими показателями по внешнем долгу. Однако сейчас ситуация выглядит не так хорошо. За последние 1,5 года Беларусь на 12 процентных пунктов увеличила отношение внешнего долга к ВВП. Соответственно, это негативно отразится на стоимости дальнейших заимствований.

Да, Беларусь прошла пики погашения внешнего долга – правительству удалось их сгладить во многом за счет привлечения новых кредитов. Однако и далее рассчитывать на внешний приток денег Беларуси не стоит, а внутренние сбережения у населения не очень высокие. Поиск внешних инвесторов будет проблематичным, ибо чтобы привлечь инвесторов правительству следовало бы наработать историю – «хотя 5-7 удачных кейсов, которые покажут всему миру, что сюда можно заходить», отметил эксперт.

«Следовательно, поддерживать госпредприятия так, как это делали раньше, будет весьма проблематично» — отметил А. Долговечный.

Если судить по данным Министерства финансов, то поддержка белорусских предприятий в 2011-2014 годах за счет прямой госпомощи и бюджетных ссуд была не столь значительной. Но в 2015 году она заметно выросла. Массированная поддержка предприятий привела в свою очередь к росту проблемных кредитов — по словам А. Долговечного, в 2016 году наблюдается взрывной рост токсичных активов для банков.

ВНЕШНЯЯ КОНЪЮНКТУРА НЕ ПОМОЖЕТ

При этом, как отметил старший преподаватель БГУ Михаил Чепиков, Беларуси не стоит рассчитывать, что ситуация в экономике стабилизируется благодаря внешней конъюнктуре. Традиционные для белорусской продукции рынки не растут: Россия переживает спад экономики, а в еврозоне с 2008 года там не растет ВВП на душу населения.

При этом условия торговли с Россией ухудшаются. «Экспортные цены нас вынуждают снижать, импортные — наоборот, поддерживают на высоком уровне. То есть при экспорте нам не дают выйти на свободные мировые цены на российском рынке, а на импорт цены для нас не опускают до внутрироссийского уровня. Частично это как раз и покрывалось различными трансфертами и субсидиями», — отметил эксперт.

По его словам, сейчас Россия, как и Беларусь, идет по пути импортозамещения, и ей безразлично, откуда поступает импорт. Тем более, что все белорусские производства имеют аналоги и конкурентов в России, поэтому продавать белорусам сырье по низким ценам бизнесу невыгодно, и они активно лоббируют свои интересы в правительстве. «Не надо все помещать в плоскость «братья-друзья». Это — чистый рынок», — подчеркнул М. Чепиков.

ПЫТАЕМСЯ ИДТИ ПРОТИВ ВЕТРА

По словам М. Чепикова, перспективы Беларуси после нынешнего состояния («спад без реформ») — «или инфляционный пузырь в результате накачки внутреннего спроса («прелести» этого подхода Беларусь переживала уже не раз: рост цен на товары и услуги, давление на курс и т.п.), или трансформационный спад — то есть, неизбежное снижение темпов экономики и уровня жизни на период, который нам потребуется, чтобы что-то сломать и затем на этом месте начинать строить».

Между тем, беспристрастный анализ ситуации в ключевых отраслях госсектора подтверждает, что реформы назрели. «В промышленности производительность падает, несмотря на то, что мы пытаемся законсервировать в ней имеющееся количество занятых… То есть, мы вкладываем все больше ресурсов в падающий сектор, который объективно должен сократиться. Мы пытаемся идти против ветра, а потом удивляемся полученному результату», — отметил М. Чепиков.

По его словам, белорусская промышленность сегодня фактически «законсервирована». «Мы искусственно пытаемся ее удержать. Но стоит ли овчинка выделки?» — задал риторический вопрос эксперт.

При этом, добавил он, «прямого перехода из нынешнего состояния к инновационному росту, к сожалению, нет». «Хотя если бы мы не шли в конце реформ в регионе, а как Центральная Европа или страны Балтии, был бы шанс с большой внешней помощью совершить этот прыжок», — сказал М. Чепиков.

ЗАЧЕМ НУЖНА РЕФОРМА?

Между тем, нереформированный госсектор продолжает генерировать все больше проблем для экономики. В частности, влияние долга госпредприятий на внешний долг выросло с 4,5% ВВП в начале 2011 года до 9% ВВП в настоящее время.

Эксперты отмечают, что реструктуризация госпредприятий позволит сделать белорусскую экономику более «прозрачной», – станет понятным, куда вкладывать деньги. Кроме того, позволит создать предпосылки для формирования в стране финансового рынка, о чем, кстати, сейчас мечтают многие в белорусском правительстве. «Торговля ценными бумагами крупного предприятия, за которым стоит сильное промышленное лобби, — наверное, вещь бессмысленная», — заметил А. Долговечный. А вот когда на рынке появляется много предприятий, которые ищут источники для пополнения оборотных фондов, это создает предпосылки появления для финансового рынка.

Реструктуризация госсектора поможет также решить проблему плохих долгов для банков, благодаря чему появится возможность для снижения кредитной ставки. «Проблема долгов стоит так остро для ряда банков, что очищать баланс ряда банков надо уже сейчас и, соответственно, проводить хотя бы реструктуризацию долгов», — подчеркнул А. Долговечный.

В то же время, отметил эксперт, надо понимать, что реструктуризация госпредприятий приведет на определенном этапе к сокращению ВВП, к высвобождению избыточной занятости (по оценкам ЕФСР, она составляет 20% от общего числа занятых в секторе госпредприятий).

ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ ВЛАСТИ?

Как заявлено, в 2017 году белорусские власти собираются провести глубокую финансовую диагностику предприятий с целью их финансового оздоровления, попытаются повысить эффективность управления государственной собственностью, а также оптимизировать структуру и состав госактивов.

Реформа госпредприятий: жизнь все равно заставит

Очевидно, что эти шаги не означают реформы. Все это – полумеры, которые лишь продлят стагнацию национальной экономики. Эксперты убеждены: чтобы снять с национальной экономики бремя содержания неэффективных госактивов, Беларусь должна поставить перед собой четкие цели по сокращению доли госсектора в ВВП. По их оценкам, доля госсобственности в ВВП Беларуси в ближайшие годы должна снизиться до 30%.с рекордно высокого нынешнего уровня в 70%.

Без масштабной приватизации Беларусь не сможет решить проблему отбраковки убыточных предприятий и, тем более, построить эффективную экономику. Однако власти это не решаются. В этом году должна увидеть свет новая Концепция управления государственным имуществом (Концепция-2020). Беларуси. Основная идея этого документы — не приватизация, а вовлечение в хозоборот неиспользуемого имущества.

ДЛЯ СПРАВКИ

Конференция KEF-2016 «Реформы для вовлекающего роста» пройдет 3-4 ноября 2016 г в Минске. В раках форума выступят более 30 международных и национальных экспертов и представителей белорусских экономических властей. Организаторы привлекли к дискуссии в рамках KEF-2016 известных зарубежных экономистов, госчиновников, представителей международных финансовых организаций, представителей академического сообщества страны, госпредприятий и частного бизнеса.

Центральной темой «Кастрычніцкага эканамічнага форума» (KEF-2016): реформы для вовлекающего роста» станет реформирование госпредприятий. На форуме будет обсуждаться проблематика, связанная не только с реструктуризацией государственных предприятий, но ее последствия для рынка труда и финансового рынка, а также связанные с этим практические решения в социально-экономической политике.

KEF-2016 – это 4-я конференция в рамках Кастрычніцкага эканамічнага форуму. Конференция организована Исследовательским центром ИПМ в сотрудничестве с Центром экономических исследований BEROC и CASE Belarus при участии Ассоциации европейского бизнеса. Конференция проводится при поддержке Европейской комиссии, Посольства Королевства Нидерландов, белорусских представительств Всемирного банка и МВФ. Проект финансируется Европейским союзом.

Новости по теме

Новости других СМИ