В белорусский ВПК может прийти китайский капитал

Александр Алесин, Naviny.by

Усиление стратегического партнерства Беларуси и Китая коснется и сферы военно-технического сотрудничества.

В совместной декларации, подписанной недавно в Пекине Александром Лукашенко и председателем КНР Си Цзиньпином, заявлено о готовности развивать сотрудничество в области развития производственного потенциала. Это предполагает привлечение инвестиций крупных китайских компаний в акционерный капитал белорусских предприятий. Не исключено, что в их числе окажутся и предприятия отечественного ВПК.

Как сообщил некоторое время назад со ссылкой на китайские СМИ российский ресурс «Военный паритет», в КНР успешно осваиваются технологии разработки и производства многоосных тяжелых колесных шасси для размещения мобильных пусковых установок различных типов ракетного оружия, в том числе стратегических ракет.

Первые попытки создания машин такого класса были предприняты еще в 70-е годы XX века. Тогда Китай получил от третьих стран (ввиду сложных отношений с СССР) ракетные комплексы Scud-B (западное обозначение советского комплекса «Эльбрус») на базе шасси МАЗ-543 и попытался создать на основе последних путем копирования семейство более тяжелых колесных машин. Однако технологические трудности не позволили сделать это и в 80-90-х годах прошлого века мобильные пусковые установки баллистических ракет DF-21 и DF-31 выпускались в КНР на базе обыкновенных тягачей.

После распада Советского Союза созданный на базе специального производства Минского автозавода Минский завод колесных тягачей (МЗКТ) — основной производитель специальных колесных шасси и тягачей (СКШТ) для большинства типов советских ракет, включая стратегические — перешел в собственность Беларуси, и у китайских предприятий появилась возможность наладить более тесные связи с предприятием. При том, что продукция МЗКТ до сих пор импортируется Россией (считающей себя правопреемницей СССР) для размещения стратегических, зенитных и других ракет.

В 1998 году в Сиогане (провинция Хубэй) было организовано совместное сборочное предприятие «Санцзян Волат Компани, Лтд.» по изготовлению многоосных колесных тягачей и шасси различного назначения грузоподъемностью от 20 до 75 т.

В белорусский ВПК может прийти китайский капитал


Учредителями СП с капиталом в 52,2 млн юаней выступили с белорусской стороны МЗКТ (его доля в уставном фонде составляет 30%), с китайской — аэрокосмическая корпорация «Санцзян» (70%). МЗКТ внес свой вклад технологиями и комплектующими. В соответствии с уставными документами первые пять лет работы 70% комплектующих должна была поставлять белорусская сторона. В последующем долю белорусских компонентов предполагалось снизить до 30%.

В 1999 году на заводе были собраны два первых тягача. В целом производственные мощности «Санцзян Волат Компани, Лтд.» согласно планам учредителей были рассчитаны на выпуск 300 многоосных машин в год для обеспечения нужд нефтяной, строительной, горнодобывающей и лесной промышленности.

Через некоторое время сотрудничество МЗКТ и «Санцзян» получило продолжение. В 2009 году партнеры создали совместное производство по выпуску гидромеханических передач (ГМП) для тяжелых автомобилей и колесных тягачей — ООО «Волат-Санцзян».

Уставный капитал был определен в 22,2 млн долларов. 50% внес МЗКТ, 50% — «Санцзян». Причем вклад белорусского завода составили нематериальные активы (новейшие конструкторские и технологические разработки), китайской стороны — реальные денежные средства. Совместное предприятие разместилось на одной из промплощадок МЗКТ, на территории 124-го автосборочного производства.

Чуть позже еще одно совместное сборочное производство ГМП было организовано и на СП «Санцзян Волат Компани, Лтд.» в Сиогане.

В белорусский ВПК может прийти китайский капитал

Военный парад в Пекине, 3 сентября 2015 года. Фото Джейсона Ли, Mashable

В результате к настоящему времени Китай смог локализовать до 70% технологий, необходимых для производства собственных СКШТ, и поставить задачу обретения полной независимости в этой сфере. По мнению авторов публикаций в китайской прессе, СКШТ собственного производства позволят КНР создать независимый потенциал для размещения мобильных стратегических ракетных комплексов. Кроме того, возможен экспорт их гражданских версий.

Ныне в стране есть уже три компании, способных производить тяжелые внедорожные автомобили. Так что Китай сегодня является одной из немногих стран, обладающих технологиями разработки и производства СКШТ. Причем, как торжествующе отмечают китайцы, «американцы теперь могут смотреть на нас в отчаянии. Их тяжелые шасси — Heavy Missile Launch Vehicle — могут лишь возить межконтинентальные баллистические ракеты в их шахты».

Тот же «Военный паритет» сообщил, что китайская компания China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT) представила модель специализированного колесного десятиосного транспортного средства для перевозки и запуска ракеты-носителя CZ-11 (Chang Zheng-11 / «Великий поход-11»). По некоторым данным, прототипом CZ-11 стала межконтинентальная твердотопливная баллистическая ракета Dong Feng — 31А (DF-31A).

В белорусский ВПК может прийти китайский капитал


О «родословной» колесного транспортера, который будет вывозить ракету на старт и послужит пусковой установкой для нее, известно гораздо меньше. На основании фотографий его модели уверенно можно утверждать только то, что у этой машины будет десять осей и схема компоновки шасси аналогична той, что характерна для изделий МЗКТ. Возможно, такое совпадение случайно, а может, является следствием сотрудничества белорусских и китайских предприятий.

Как отмечают эксперты, внешняя политика Лукашенко уже довольно давно предполагает использование Китая в качестве противовеса России. В связи с этим Минск, как предполагают некоторые обозреватели, активно занимался продажей в КНР тех советских военных технологий, которые у него оказались после распада СССР. Очевидно, в расчете на ответные инвестиции в экономику Беларуси.

Отметим, что и сам Лукашенко неоднократно заявлял: у него нет никаких закрытых тем в общении с китайскими лидерами.

В свою очередь, потребность Китая заполучить оказавшиеся у белорусов технологии двойного и военного назначения обострилась после введения странами НАТО эмбарго на поставку Пекину новейших систем вооружений. Напомним, запрет этот был наложен после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году.

Белорусский же ВПК в свое время заявил, что готов предложить партнерам широкую номенклатуру технологий и товаров: автоматизированные системы управления войсками и оружием, системы проводной, волоконно-оптической и радиосвязи для мобильных и стационарных АСУ; аэрокосмическую оптоэлектронную аппаратуру и фотограмметрические комплексы для получения цифровых электронных карт поверхности Земли, навигационного обеспечения высокоточного оружия; прикладные программные комплексы управления радиолокационными, лазерно-оптическими и информационными системами противоракетной обороны, станциями предупреждения ракетного нападения и системами контроля космического пространства.

Из этого перечня особое беспокойство западных военных аналитиков вызывала возможность передачи «недружественным режимам» оборудования для получения и использования цифровых карт местности, которые могут быть применены для наведения высокоточного оружия. Еще в советские времена технические средства дистанционного зондирования Земли и программное обеспечение для создания цифровых карт разрабатывало и выпускало белорусское КБ (ныне ОАО) «Пеленг». В постсоветскую эпоху в число ведущих заказчиков «Пеленга», помимо России, вошел и Китай.

Причем сотрудничество Беларуси и Китая в этой сфере развивалось быстрыми темпами в связи с ускорением работ китайцев над созданием крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) — сначала CJ-10, а затем и CJ-20. Как считают многие военные эксперты, скорее всего, их прототипом стали ракеты советской разработки Х-55. Согласно информации СМИ, некоторое количество таких ракет было нелегально вывезено из Украины в Китай еще во времена президентства Леонида Кучмы.

И, как говорится в ряде публикаций, именно содействие со стороны Беларуси оказалось определяющим для реализации этой китайской военной программы. Если под средства доставки КРВБ китайцы могли приспособить практически любые свои военные самолеты достаточной грузоподъемности, то с технологиями получения и применения цифровых карт все оказалось гораздо сложнее: не было ни научной школы, ни технологий. Без помощи белорусских специалистов процесс оснащения вооруженных сил Китая крылатыми ракетами мог бы затянуться.

Однако багаж разработок в сфере ВПК, доставшийся Беларуси от СССР, близок к исчерпанию, к тому же многие из них быстрыми темпами устаревают. И для того чтобы сохранить статус поставщика военных технологий на международный рынок, отечественный ВПК должен идти в ногу с мировыми тенденциями в этой сфере. Что требует немалых и все возрастающих финансовых вложений. Отсюда и желание белорусского руководства воспользоваться как финансовой, так и технологической поддержкой Китая. В том числе и в форме создания совместных производств готовых образцов вооружений на основе передовых разработок каждого из партнеров.

Ярким примером такого сотрудничества могут служить реактивные системы залпового огня «Полонез», недавно принятые на вооружение белорусской армии. По данным СМИ, китайским вкладом в этот проект являются реактивные снаряды, белорусским — шасси для пусковой установки, механизмы заряжающих и стартовых устройств.

Резонно ожидать, что сентябрьский визит Лукашенко в КНР даст импульс развитию подобного сотрудничества.

Новости по теме

    Минск поделится с Пекином военными технологиями

    Еще в апреле текущего года Китай посетила крупная белорусская военная делегация. Переговоры велись с представителями ВВС, а также 11 компаниями. Предметом переговоров стало наращивание ВТС двух стран, в особенности по линии модернизации системыподробности

Новости других СМИ