Украинский градус

Александр Федута, Народная Воля

Предстоящая зима для украинцев может быть не самой теплой. В прямом и переносном смыслах. Тарифы, например, на электроэнергию нынче установлены в размере 0,71 гривны за киловатт·час. Чтобы читатели «Народной Воли» могли сравнить, скажем: курс сегодня составляет примерно 26 гривен за доллар США. И действует этот тариф при потреблении до 100 кВт·ч часов электроэнергии в месяц. А все, что выше, оплачивается уже по другим нормативам: от 100 до 600 кВт·ч – 1,29, от 600 кВт·ч –1,638 гривны.

Это много. Правительство предусмотрело субсидии и другие формы компенсации для пенсионеров, инвалидов, многодетных детей. Но это все равно – много. И объяснять до бесконечности рост тарифов тем, что идет война, что «все для фронта, все для победы», уже не слишком-то получается. Избиратели задают вопросы: власть, ты же обещала, что война вот-вот закончится, а ей ни конца ни краю не видно. Где же мир?

Тяжелый вопрос. Непростой вопрос.

На этом фоне растет популярность оппозиционных сил, ведущая из которых сегодня – «Батькивщина» Юлии Тимошенко. Радикально сменив имидж (отказавшись от косы-«паляницы» на голове), Юлия Владимировна выходит в телеэфир для того, чтобы произнести главное слово:

– Тарифы!

Еще год назад украинские журналисты подозревали, что «Юля» попросту сошла с ума. Как же! Война, антитеррористическая операция, а она – о тарифах! Но год прошел, и социологи показали: по мере роста тарифов на электроэнергию, отопление, прочие коммунальные услуги, растет и рейтинг Тимошенко и ее партии. «Тарифы!» – ключевое слово, действующее почти как заклятие. Призывы и подпрыгивания с воплем «Путин – х…ло!» действуют преимущественно на молодежь, но голосует-то – не она. Голосуют те, кому приходится самим платить за отопление да еще и оплачивать жилье детям, не способным обогреть себя на стипендию.

В этих условиях вопрос «трибуны» решает многое. В Украине разветвленная система телевизионных каналов – на всякий вкус и всякую политическую позицию. Свобода прессы была завоевана в Украине не на Майданах, а задолго до них, и независимое телевидение сыграло решающую роль в том, что люди потом на Майдан и вышли. В 2004 году «объединителем» стал «5-й канал», принадлежащий (до сих пор) Петру Порошенко. В 2013–2014 гг. появилось множество малых телеканалов, и самым влиятельным средством массовой информации оказался скорее интернет, но…

Но голосующие в массе своей все равно смотрят телевидение больше, чем заглядывают на новостные сайты в компьютер. Это понимает власть, это понимает оппозиция, это понимает крупный олигархический бизнес: наличие собственного телеканала позволяет сохранить свои позиции и в политике, и в экономике.

Вот почему никого не удивило, когда в последние несколько недель по Киеву поползли слухи: власть выкручивает руки (в переносном, конечно, смысле) крупному бизнесу, желая отнять у него часть акций, которые позволили бы контролировать ведущие телеканалы Украины. Таких несколько: канал «1+1», принадлежащий Игорю Коломойскому, ICTV, принадлежащий зятю Леонида Кучмы Виктору Пинчуку, и «IНТЕР», контролируемый бывшим главой администрации Виктора Януковича Сергеем Левочкиным и «газовым олигархом» Дмитрием Фирташем. Заговорили о том, что давление оказывает депутат Игорь Кононенко, действующий в интересах и чуть ли не по прямому поручению своего бывшего партнера по бизнесу… Петра Порошенко.

Скандал совпал с двумя информационными кампаниями, которые довольно резонансно прошли по телеэфирам. Одна из них была обращена против «IНТЕРа», который обвинили в подрывной деятельности на благо России. Вторая обрушилась на известного эстрадного комика Владимира Зеленского, который не слишком удачно покритиковал украинскую власть на фестивале «ЮрмаЛіто». И то, и другое было воспринято как форма политического давления. И хотя Игорь Кононенко категорически открестился от обвинений в подобных попытках – но вы-то сами знаете, как бывает в таких случаях: серебряные ложечки найдутся, но вот осадочек останется.

В любом случае очевидно: по мере приближения угрозы досрочных парламентских выборов (о президентских пока никто не говорит) вопрос контроля над средствами массовой информации в Украине становится все более горячим. Его «градус» растет по мере того, как падает «градус» в квартирах украинцев. А он таки падает. С наступлением холодов резко падает.

Новости по теме

Новости других СМИ