Пока не договорились. Переговоры Беларуси с МВФ затягиваются

Дмитрий Зац, naviny.by

Фото pixabay.com
Сложный характер переговоров Беларуси с МВФ во многом связан с тем, что стороны по-разному видят судьбу белорусского госсектора.

На минувшей неделе в Беларуси завершила работу техническая миссия Международного валютного фонда, которая целенаправленно изучала ситуацию в белорусском госсекторе. По информации БелаПАН, МВФ ждет от белорусских властей достаточно быстрых мер по реформированию госсектора. Сигналов, что власти готовы идти на такие шаги, пока не поступает.


Времени все меньше, а ясности нет

Техническая миссия МВФ, которая находилась в Минске 2-15 ноября, занималась изучением работы госсектора, тема реформирования которого является ключевой в сегодняшних переговорах кредитора с белорусскими властями.

По информации БелаПАН, одно из центральных предложений МВФ заключаются в том, чтобы передать все государственные предприятия Беларуси от министерств и концерном под управление единого органа — Государственного комитета по имуществу.

Кроме этого, валютный фонд рекомендует белорусским властям подготовить комплексный закон о госпредприятиях, в котором будут прописаны единые принципы управления всем сектором. Реформировать систему управления сектором госпредприятий МВФ рекомендует в кратчайшие сроки — уже в 2017 году.

«Выполнение рекомендаций МВФ требует глобальных изменений. Чтобы разработать единый документ по управлению сектором госпредприятий, необходимо провести ревизию всего законодательства — у нас отрасли по-разному регулируются. В сроки, которые обозначает МВФ, это нереально сделать», — считает эксперт БелаПАН в финансовых кругах, знакомый с предложениями валютного фонда.

Недавняя техническая миссия МВФ должна была оказать белорусским властям методологическую помощь в части построения системы оценки и управления сектором госпредприятий.

Во время октябрьского визита в Вашингтон белорусские власти обсуждали с валютным фондом возможность подготовки с учетом рекомендаций МВФ первого отчета о состоянии госсектора уже к марту 2017 года.

Однако на данный момент, по информации БелаПАН, финализированные договоренности относительно будущего сотрудничества Беларуси с МВФ не достигнуты. Письмо о намерениях, которое является основой для заключения новой кредитной программы Беларуси с валютным фондом, все еще не подписано.

По информации БелаПАН, в октябре персонал МВФ уведомил белорусскую сторону о том, что вопрос о начале новой кредитной программы с Беларусью может быть рассмотрен исполнительным советом директоров фонда в декабре 2016-го или в январе 2017 года.

Но ясных сигналов о том, что стороны успеют в короткие сроки выйти на заключение новой кредитной программы, не видно.


Противоположные модели управления

Сложный характер переговоров Беларуси с МВФ о заключении новой кредитной программы во многом связан с тем, что на сегодняшний день стороны по-разному видят судьбу белорусского госсектора.

Валютный фонд считает (и соответствующее видение властям изложил еще летом), что Беларуси нужно уходить от существующей системы управления госсектором, при которой госпредприятиями фактически управляют многочисленные министерства и концерны.

Такая система управления госсектором, полагает персонал валютного фонда, является неэффективной. Ведь согласно международным стандартам (в частности, «Руководящим принципам ОЭСР по корпоративному управлению на государственных предприятиях»), конечная задача управления госпредприятиями должна заключаться в максимизации их стоимости за счет эффективного распределения ресурсов.

В то же время важнейший приоритет белорусской системы управления госпредприятиями, как выяснил МВФ, заключается в выполнении предприятиями доведенных показателей, что далеко не всегда приводит к максимальной эффективности работы таких коммерческих организаций.

Поэтому валютный фонд рекомендует коренным образом изменить систему управления госсектором, а именно — утвердить единые принципы управления, направленные на повышение эффективности предприятий. Для этого валютный фонд и предлагает властям Беларуси разработать, а затем и принять своего рода кодекс — комплексный закон об управлении госпредприятиями.

С другой стороны, чтобы госсектор управлялся по новым правилам, МВФ предлагает передать все госпредприятия под крыло единого органа госуправления (Госкомимущества) уже в 2017 году.

Рекомендации МВФ коренным образом меняют существующую в Беларуси систему управления госсектором, при которой госпредприятия подведомственны многочисленным министерства, концернам, а в регионах — местные исполкомам.

При нынешней системе государственные органы напрямую управляют предприятиями, доводят до них целевые показатели и несут солидарную (с директорами) ответственность за выполнение. Доходит до того, что руководителей госорганов правительство привлекает к дисциплинарной ответственности за несвоевременную выплату зарплаты работникам подведомственных организаций.

Ручная система управления предприятиями полностью соответствует принципам плановой экономики, существующей в стране.

В то же время рекомендации МВФ сводятся к тому, что государство должно уйти от прямого управления предприятиями и снизить степень своего вмешательства в экономику.


Эксперты: новая программа с МВФ начнется нескоро

Белорусские экономисты сомневаются в том, что спорные вопросы, касающиеся заключения новой программы с МВФ, властям удастся урегулировать до конца года.

«Сигналов в пользу того, что существует политическая воля выполнять рекомендации МВФ и реформировать систему управления госсектором, пока не появилось. На существующей системе управления госсектором построена нынешняя экономическая модель, и менять ее сегодня готовности нет», — считает эксперт Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

Поэтому, предполагает он, в этом году заключить кредитную программу с МВФ не удастся, но в 2017-м степень договороспособности белорусской стороны может возрасти.

«Если платежи по госдолгу будут приводить к истощению золотовалютных резервов, позиция Беларуси в переговорах с валютным фондом может измениться, и готовность принять условия кредитора может оказаться выше», — отметил эксперт.

Схожего мнения придерживаются и другие наблюдатели.

«В переговорах с МВФ Беларусь пытается гнуть свою линию, настаивая на сохранении существующей экономической модели, а валютный фонд придерживается мнения, что она неэффективна. Поэтому вряд ли до конца года власти Беларуси подпишут новую программу с МВФ, переговорный процесс с фондом будет продолжен в будущем году», — прогнозирует экономист Антон Болточко.

Наблюдатели предполагают, что белорусская сторона будет искать экономическую помощь в России, которая, в отличие от МВФ, рассматривает вопрос выделения денег Беларуси не только в экономической, но и в политической плоскости.

«В России приближается президентская кампания (выборы пройдут в марте 2018 года), и, исходя из внутриполитических и геополитических соображений, российские власти окажут экономическую поддержку Беларуси», — прогнозирует старший аналитик форекс-брокера Forex Club Валерий Полховский.

Если такую поддержку белорусская сторона получит, считает он, готовность официального Минска принимать условия МВФ будет минимальной. «Белорусская сторона считает сегодня условия получения российских денег более комфортными, чем средств МВФ», — констатирует Валерий Полховский.

Очередной раунд переговоров между Беларусью и Россией состоится завтра. Как анонсировал накануне Александр Лукашенко, он рассчитывает 22 ноября с Владимиром Путиным «с глазу на глаз» «тихонько обсудить и договориться» по наиболее проблемным вопросам двусторонних отношений.

Речь, конечно же, будет идти о деньгах. Задолженность за газ Беларусь все еще не погасила, российская нефть поступает на белорусские НПЗ в ограниченных объемах, а 300 млн долларов евразийский кредита, которые белорусский Минфин рассчитывал получить в октябре, до Минска так и не дошли.

Без согласия Путина Москва сегодня не готова перечислить на белорусский счет ни цента.

Новости по теме

Новости других СМИ