Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

Андрей Сошников, Русская служба Би-би-си

Арт-центр "Изоляция", июнь 2012. Фото с сайта bbc.com
В самопровозглашенной Донецкой народной республике сняли костюмированные "доказательства" службы боевиков ИГИЛ в украинском спецподразделении "Азов". Фейк преподносился как добыча хакеров из "Киберберкута", а съемочной площадкой послужила "Изоляция", в прошлом - завод и крупнейший культурный центр региона, ныне - трудовой лагерь "министерства госбезопасности" ДНР.

История появления на вершине террикона (искусственной горы) у закрытой ныне шахты "Евдокиевская" в Донецке двухметрового металлического оленя овеяна легендами.

Согласно одной из них, арт-объект установили в 1970-е годы друзья разбившегося насмерть водителя автомобиля "Волга" с фигуркой оленя на капоте.
Арт-объект несколько раз пропадал, но находились энтузиасты, которые возвращали его на место.

Когда в декабре 2015 года к подножию "оленьей" горы подъехала бронемашина с украинским флагом, город уже около двух лет контролировался боевиками самопровозглашенной Донецкой народной республики.

Из машины вышли четверо мужчин в "постмодернистском" обмундировании: черно-зеленый камуфляж британской армии на одном из них сочетался с головным убором с символикой ИГИЛ.

Двое других носили платки-арафатки, уместные, скорее, в пустыне, и нашивки украинского спецподразделения "Азов".

Последний походил на ниндзя - в маске с надписью на арабском "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед пророк его" и черном китайском тактическом костюме 91G09.

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

В "Киберберкуте" утверждают, что на стороне Украины воюют "боевики из ИГИЛ, Турции и ряда других арабских стран"

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

"Привет кафирам из Новороссии"

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

"Ниндзя" расположился рядом с кальяном (справа)

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

Любитель носить солнцезащитные очки в помещении с предыдущего снимка смотрит на окна, запечатленные в 2012 году

Они выгрузили из машины оружие, в основном произведенное в странах Евросоюза, провиант, снаряжение и кальян…, курение которого строго запрещено у реальных, а не "ряженых" исламских фундаменталистов.

"Ряженые" оборудовали "позицию" в одном из близлежащих цехов; словно на выставке, окружили себя оружием, знаменами ИГИЛ и "Азова" и принялись фотографироваться, прикрывая лица платками.

Представление продолжилось в соседних зданиях под возгласы "Аллаху акбар!" и выстрелы в сторону частного сектора и террикона.


Новогодняя сказка

Фото и видео представления появились 3 января 2016 года на одной из страниц хакерской группы "Киберберкут" в соцсети "ВКонтакте".
В посте говорилось, что хакеры получили доступ к смартфону одного из бойцов "Азова", где и обнаружили материалы.

"Мы считаем, что дальнейшие комментарии излишни", - в "Киберберкуте" не сообщили ни место съемки, которое можно было вычислить по геотегам оригинальных фото, ни технические особенности взлома.

Би-би-си удалось вычислить место съемки с помощью географического сервиса Wikimapia.

В Донецке и окрестностях более 150 терриконов, оставшихся в наследство от угольных шахт, однако глаз исследователя привлекают необычные объекты, такие как террикон с оленем на вершине.
Здание, где снималась большая часть материалов, вплоть до косметических особенностей совпадает с тем, что мы обнаружили на карте рядом с терриконом.

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

Окна, из которых стреляли ряженые игиловцы (слева), выходят на трубопровод бывшего завода изоляционных материалов

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

На съемках использовался "реквизит" из соседних залов "Изоляции"

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

Целые стулья в бывшем арт-центре в дефиците

Как в Донецке могли появиться столь экстравагантные, вооруженные до зубов бойцы? Связаться с "Киберберкутом" по официальным каналам не удалось - ни в соцсетях, ни с помощью формы обратной связи на сайте группы.

Многие российские интернет-СМИ, например, "Вести.Ru", "Ридус", "Ислам сегодня", включили фейк в свои новостные ленты. Телеканалы "Звезда" и ТВЦ показали фейк в эфире, работающее на иностранных языках российское новостное агентство Sputnik несколько раз иллюстрировало фальшивым снимком статьи про ИГИЛ (1, 2, 3, 4, 5 и т.д.).


Как создавался миф

За месяц до публикации фейка в сообществе "Новороссия" в соцсети "ВКонтакте" появились сведения об игиловцах, якобы воюющих в рядах украинских добровольческих батальонов в районе Широкино и Новоазовска.

Анонимный автор писал, что "ребята с передка" (передовой) регулярно слышат в радиоэфире арабскую и чеченскую речь, а также русский с арабским акцентом.

"Надо работать разведке Новороссии, надо выслеживать и брать в плен каждого бородатого араба, воюющего на стороне укров - вдруг повезет!" - говорилось в посте.

У предварявшего фейк поста общий с публикацией "Киберберкута" хештег #игилазов, а также манера называть Украину "Украинским Государством": сокращение УГ читается как известный интернет-мем.


Завод-музей

"Это наша "Прима", только они убрали сэндвич-панели, разделявшие цех на две половины. Могли сдать их на металлолом", - говорит менеджер по связям с общественностью фонда "Изоляция" Александр Виноградов.

"Изоляцию" основала Любовь Михайлова, дочь последнего советского директора завода изоляционных материалов, который находился на этой территории.

Фонд финансировали в основном местные филантропы, не связанные, как утверждают его сотрудники, с "донецкой мафией".

В "Изоляции" работали мировые звезды современного искусства: Даниэль Бюрен, Борис Михайлов, Рафаэль Лозано‑Хэммер и другие.

По просьбе Би-би-си сотрудники фонда изучили фейк и также пришли к выводу, что съемка сделана в цехах бывшего завода изоляционных материалов, который фонд занимал с 2010 по 2014 годы.

Так, все 18 фотографий и два видеоролика, где "ряженые" бряцали оружием на фоне флагов ИГИЛ и "Азова", сделаны в цехе, ранее принадлежавшем компании "Прима". Там производились пенополистирольные плиты, остатки которых видны на заднем плане постановочных фото.

Как и в других помещениях "Изоляции", в "Приме" проводились выставки, кинопоказы и тренинги. Китайский художник Цай Гойцян в 2011 году создавал там пороховые портреты шахтеров: вещество взрывали прямо на полотнах.

9 июня 2014 года на территорию арт-центра пришли вооруженные люди, заявившие, что помещение будет использоваться для хранения российской гуманитарной помощи.

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

Захват "Изоляции" возглавлял политтехнолог ДНР Роман Лягин, в апреле 2016 года он пропал при невыясненных обстоятельствах

На одном из роликов, записанном во время захвата, министр госбезопасности самопровозглашенной ДНР Леонид Баранов утверждает, что под видом искусства в "Изоляции" распространяется порнография, которая развращает славян и мешает им размножаться.

"Мы никак иначе поступить не могли, кроме как выгнать этих больных на голову людей", - объяснил Баранов.

В другом ролике видно, как боевики взрывают промышленную трубу, которую бельгийский художник камерунского происхождения Паскаль Мартин Таю в 2012 году переделал в гигантскую губную помаду.

"Мы успели вывезти лишь две машины "плоских" произведений искусства - картин и фотографий, остальное захватчики оставили себе", - рассказывает Александр Виноградов.

По его словам, цифровой лазерный резак из "Изоляции" удалось впоследствии отследить: производитель сообщил, что обновления для устройства загружались с территории Крыма.

По мнению российского галериста Марата Гельмана, "Изоляция" выполняла функцию "глоко" - агента глобального мира в локальном культурном пространстве .

"Это была героическая попытка сопротивлению провинциализации мощного региона, - говорит Гельман. - В этом месте хотели, чтобы Донецк не остался в XIX или XX веке, а стал частью глобального XXI века. Это символично: сначала дворцы, гаражи и заводы превращаются в культурные институции, а потом культурные институции превращаются в тюрьмы и склады".


"Концлагерь"

Фонд продолжил работу в Киеве, а бывший арт-центр боевики превратили в неформальную тюрьму. "Фактически концлагерь", - говорит Дмитрий Потехин, который провел в нем 47 суток.

Тренера по ненасильственному сопротивлению арестовали 7 августа 2014 года, в Донецк он приехал писать статью для канадского журнала и сфотографировал гостиницу "Ливерпуль", где находился один из штабов ДНР.

"Улица просматривалась со всех сторон и была абсолютно пустая. Это был не очень продуманный шаг", - вспоминает Потехин.

После допроса Потехина отправили в подвалы "Изоляции", где единовременно содержались десятки заключенных. "Максимум, что я видел, - это 40 заключенных, но их точно было больше", - вспоминает он.

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

Дмитрий Потехин "готов свидетельствовать", что помнит место, где снимался фейк про ИГИЛ

Заключенных заставляли носить боеприпасы, убирать территорию завода и затаскивать автомобили "Тойота" в ту самую "Приму".

"Очень дорогие джипы, судя по тому, что у них были заблокированы рули и колеса, - ворованные из автоцентра, - продолжает Потехин. - Я к тому моменту объявил голодовку (ел только лук) и почти не принимал в этом участия. Это раздражало одного из террористов, он выстрелил у меня за головой и приказал идти работать".

Также Потехин отказался вести пропагандистский видеоблог о жизни в ДНР для одного из российских каналов.

24 сентября его доставили к "Багире" - следователю МГБ, которая признала арест журналиста ошибкой и просила его быть объективным в рассказах о плене.

"Видимо, они поняли, что я безнадежен и работать на них не буду, - размышляет Потехин. - Возможность сделать карьеру на перевербовке "шпиона" у них отпала. А убить меня, исходя из их параноидального мироустройства, значит увеличить шансы самим быть уничтоженными. Я стал им неудобен".
После освобождения Дмитрий Потехин переночевал в специально найденной квартире, встретился со знакомыми западными журналистами в отеле "Рамада", съел пасту карбонара и выпил Jack Daniel's. Уже через два дня он ночевал в собственной постели.


Распятие

От имени "Киберберкута" в соцсетях и СМИ распространяются и другие странные видео.

Так, в апреле 2015 года на той же странице, где впоследствии появился фейк об ИГИЛ, было опубликовано видео с "украинскими карателями", которые фальшиво распинают и поджигают "ополченца".

Тогда автор публикации ответил корреспонденту Би-би-си, что видео было получено от "ополченцев Новороссии".

"Двое человек прислали его из ополчения ДНР и один из ЛНР. Это видео рассылалось ополченцам для их запугивания нацистами из Украины. Мы лишь именно это и подчеркнули. Кто его снимал, это реальное видео или нет - я не могу сказать - меня там не было. Повторюсь: мы хотели осветить тот факт, что подобными видео пытаются запугать ополчение Новороссии", - дальнейшие вопросы собеседник проигнорировал.

"Киберберкут" заявил о себе в марте 2014 года атаками на сайты НАТО. Группа регулярно отчитывается о взломе конфиденциальной переписки украинских и западных политиков, но вместо массивов писем публикует лишь отдельные документы, достоверность которых проверить невозможно.

Искусство фейка: как арт-центр в Донецке превратили в "базу ИГИЛ"

Видео "Киберберкута" с "распятием" ополченца сделано настолько топорно, что его разоблачали сами сторонники Новороссии

В феврале 2016 года "Киберберкут" взял на себя ответственность за взлом почты гражданского расследователя, руководителя Conflict Intelligence Team Руслана Левиева.
"Взломали мою старую почту, которой я пользовался несколько лет назад и в которую с тех пор почти не заходил, - рассказывает Левиев. - Как взломали - не знаю. Там стоял длинный сложный пароль плюс необходимость подтверждения входа кодом из смс. Вопросы для восстановления пароля были убраны, точнее, забиты случайным набором цифр и букв, чтобы нельзя было воспользоваться".

Злоумышленники получили доступ к аккаунту Левиева на LiveJournal и его профилю с правами публикации на расследовательском сайте Bellingcat.

Так там появилось обращение:

"Bellingcat - это про-НАТО и проамериканская организация провокаторов, они врут и шпионят, проблемы других - их хлеб. Они мусорщики, а не расследователи".



Fancy беркут?

Кибератака сопровождалась волной фишинговых писем, целью которых было заполучить пароли других авторов Bellingcat.

Проанализировав все обстоятельства, компания ThreatConnect пришла к выводу, что те, кто представился "Киберберкутом", использовали для взлома инфраструктуру другой хакерской группы - Fancy Bear. Последняя ответственна за взлом Демпартии США и Всемирного антидопингового агентства в 2016 году.

"По тому, как они действуют и какую используют инфраструктуру, можно понять, что это либо одна группа, либо просто соратники, действующие совместно", - сказал "Медузе" ведущий аналитик ThreatConnect Рич Баргер.

Левиев более категоричен:

"Я считаю, что "Киберберкут" - очередная ширма для спецов из российских спецслужб и сотрудничающих с ними хакеров. В разные времена, в разных ситуациях они называют себя по-разному: хакер Хелл, Fancy Bear, "Киберберкут"…"


В курсе ли были "игиловцы" из донецкой "Изоляции", что их перформанс будет опубликован под видом слива "Киберберкута"?

Судя по тому, насколько разные по качеству (не путать с достоверностью) материалы публикуются от этого имени, "Киберберкут" может быть "зонтом", объединяющим целую сеть производителей фейков, хакеров или хакерских групп.

Они могут даже не знать друг о друге, как люди, которые восстанавливали оленя на терриконе в Донецке, не знали, кто же его изначально установил.

Новости по теме

Новости других СМИ