Беларусь на пороге дестабилизации экономики

"Завтра твоей страны"

Увеличение внешних заимствований, к которым прибегают власти Беларуси для поддержания стабильности на финансовом рынке приближает страну к критическому порогу экономической безопасности. "Завтра твоей страны" анализирует, какие последствия могут быть для отечественной экономики, в случае перехода через критическую черту.

Еще в 2005 году внешний долг страны составлял 2,6% к ВВП, на 1 апреля 2009 года его показатель вырос до 10% ВВП, а концу года в лучшем случае он увеличится до 14%. Опасным для экономики страны считается 20% внешнего долга. Превышение критического уровня ведет к увеличению выплат по внешнему государственному долгу, росту дефицита бюджета, дестабилизации экономики.

Всего насчитывается 15 показателей экономической безопасности.

В их числе, например, показатель по доле инвестиций в основной капитал, которая для нормального функционирования экономики должна составлять не менее 20% ВВП. В противном случае — неизбежное замедление экономического роста и падение конкурентоспособности. До недавнего времени рост этого показателя был значителен, хотя сейчас, конечно, с урезанием расходов придется экономить и на этом.

Самый, наверное, безопасный показатель — это производство зерна на душу населения. По отечественным параметрам должно производиться не менее 0,6 тонн на человека. В прошлом году мы значительно превзошли этот лимит.

Еще один стратегический показатель — доля импорта продовольственных товаров в общем объеме их розничного товарооборота. Она не должна превышать 25% иначе возникает зависимость от зарубежных поставок продовольствия, возможность насыщения рынка недоброкачественной продукцией. Пока здесь есть запас, но с отменой дифференцированных наценок на отечественную и импортную продукцию, он начинает таять. То же стремление КГК ввести институт специмпортеров пива продиктовано, несомненно, и решением общей задачи по обеспечению экономической безопасности страны.

Дефицита консолидированного бюджета в Беларуси пока нет. Хотя по нашим стандартам допускается не более "минус" 3% ВВП. Ниже нельзя, потому что это чревато проблемами с источниками покрытия дефицита и возрастанием затрат на обслуживание госдолга.

Отношение внутреннего государственного долга к ВВП по расчетам официальных белорусских экономистов не должно быть выше 20%. Здесь возникают аналогичные проблемы, что и при росте внешнего долга: увеличение выплат по внутреннему государственному долгу, рост дефицита бюджета, дестабилизация экономики.

Показатель, за который, по крайней мере, по официальной статистике, нам пока не следует сильно беспокоится — это уровень безработицы к активной части населения. Предел у нас составляет не более 8% . По статистике в марте он не превышал даже до 0,9%. Поэтому статистически нам совсем не нужно опасаться последствий , наступающих после преодоления критического барьера в виде роста социально уязвимых категорий населения, усиления социальной напряженности в обществе.

Еще один показатель — доля населения с доходами ниже бюджета прожиточного минимума. Таких в обществе не должно быть более 10%, потому что это ведет к росту уровня бедности и социальной напряженности в обществе. У нас же еще в 2005 году таких граждан было 12,7% от всего населения, в 2006 — 12,5%.

На фоне замораживания роста заработных плат и других трансфертов населению проблематично выглядит выдерживание безопасного уровня соотношения минимальной пенсии по возрасту и бюджета прожиточного минимума не менее 100%. Хотя власти в этом направлении, возможно, предпримут все усилия, чтобы отойти от критической черты. Им хватит и других источников социальной напряженности в обществе.

Особенно, если учитывать, как стремительно к критическому пороговому показателю движется сальдо внешней торговли к ВВП. Критический порог составляет "минус" 5% ВВП, за ним—неотвратимые рост дефицита бюджета, дестабилизация экономики.

Не самым лучшим даже в докризисные времена был показатель по степени износа активной части основных производственных средств. Для нормального функционирования экономики он не должен превышать 60%, у нас доходил и до 70% и сокращался очень медленно, способствуя в частности, "снижению конкурентоспособности и качества продукции, росту энергоемкости, затрат на ремонт и ликвидацию аварий при увеличении износа".

Проблемными были и остаются затраты на научные разработки и исследования. На эти цели должно тратиться не менее 1% ВВП — иначе последует разрушение интеллектуального потенциала нации и страны.

Доля новой продукции в общем объеме промышленной продукции еще в 2006 году составляла 10,5% при критическом пороге не менее 20%. Именно отсюда вытекают ключевые проблемы белорусской индустрии — снижение конкурентоспособности и качества промышленной продукции, рост материало— и энергоемкости производства.

Традиционная проблема: доля собственных энергоресурсов в балансе котельно-печного топлива государства. Для экономической безопасности она должна составлять не менее 30% —в реальности едва дотягивает до 20%. В первую очередь это увеличивает внешние угрозы для энергетической безопасности.

Показатель критического уровня золотовалютных резервов в месяцах импорта (не менее 3 месяцев), наверное, в нынешних условиях самый минимальный по негативным последствиям: он влияет главным образом на снижение кредитного рейтинга страны.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров