Допустит ли белорусская власть дефолт

Олег Баранов, "Товарищ.online"

Иллюстративное фото
Государственный долг Беларусь продолжает расти: за десять месяцев текущего года он увеличился на 8,0%. Меньшими темпами но также растет и внутренний государственный долг (с учетом курсовых разниц) он увеличился за указанный выше период на 0,5%.

Впрочем, несмотря на долги о дефолте говорить пока рано. В частности такое мнение высказал БДГ старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб.

По его мнению, механизмов уменьшения долга не видно: растет и внешний, и внутренний долг:

«Даже теоретическая возможность сокращать долги – это устойчиво растущая экономика, которая генерирует профицит бюджета, достаточный для сокращения внешнего долга».


У нас же, отмечает эксперт, по сути весь профицит белорусского бюджета состоит из пошлин на экспорт нефтепродуктов, который существенно сократился вместе с падением цен на нефть и пострадал от сокращения поставок нефти из России.

Поэтому существующий профицит позволяет обслуживать незначительную часть внешнего долга – около четверти, а то и меньше.

«Экономика падает два года подряд, очевидно, будет падать и в следующем году, что не способствует увеличению возможностей сокращать внешний долг, - говорит аналитик. - Достаточно очевидно, что в следующем году долги будут расти. Власти будут искать возможности рефинансирования: предпринимаются попытки занять на внутреннем рынке, и попытки разместить еврооблигации, будем получать очередные транши кредита ЕФСР, возможно, договоримся о кредите МВФ».

Иосуб говорит, что в нынешней ситуации речь идет не о том, чтобы кардинально уменьшить долг, а найти возможность рефинансировать его.

«Чтобы ситуацию переломить, нужно стать на путь устойчивого развития экономики. А для этого нужны глубокие структурные реформы, которые обсуждаются уже несколько лет, но особого прогресса не видно. Текущая модель экономики не в состоянии сократить внешние долги, она способна только наращивать долги», - убежден эксперт.

Он отмечает, что существуют некие проблемы в переговорах с ЕФСР и МВФ, но это не является главной головной болью правительства, так как эти проблемы «некритичны».

«Получение кредита МВФ и не закладывалось в финансовые документы: дадут – появятся "лишние" деньги, не дадут – так на них особо и не рассчитывают. Неполучение третьего транша кредита ЕФСР неприятно, но не очень критично в ситуации, когда страна активно не доплачивала за российский газ: не получили транш – не доплатили за газ, одно "компенсирует" другое. Ситуация качественно неприятна: долги растут», - замечает аналитик.

Впрочем, о дефолте или преддефолтной ситуации речи тоже не идет. Иосуб напомнил, что власть даже в ситуациях гораздо хуже нынешней находила возможность финансирования, рефинансирования. Поэтому, убежден он, сегодня нет оснований считать, что государство сейчас не сможет управлять внешним долгом.

Как ранее отмечал экономический обозреватель Максим Равский, за 12 месяцев (с ноября 2016-го по октябрь 2017-го) Беларуси предстоят чистые (отток минус приток) выплаты на 5,025 млрд. долларов, а возможно – и до 6,090 млрд., при объеме имеющихся на конец октября 2016-го международных резервов, золота и прочей ликвидности в иностранной валюте в 5,273 млрд.

То есть иностранных активов сейчас больше, чем уже заранее установленных, расписанных чистых затрат этих активов больше лишь на 4,9%, а с учетом потенциально возможных затрат – меньше на 13,4%.

Превышение всех, с учетом возможных, затрат активов над суммой самих активов впервые появилось в 2014-м году. Раньше активов было в разы больше, чем предстоящих их чистых оттоков: выплат по займам, ценным бумагам и прочим обязательствам в иностранной валюте тогда был небольшой: значительных долгов страна тогда еще не набрала.

Новости по теме

Новости других СМИ