"Матильда" и Николай II. Почему РПЦ объявила любовь святотатством

Валерий Карбалевич, Радыё Свабода

Валерий Карбалевич
Скандал вокруг российского фильма «Матильда» докатился до Беларуси. Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Павел осудил это произведение киноискусства и призвал верующих его не смотреть. Хорошо, что хоть не требует запрета, не призывает к анафеме, не устраивает крестный ход с протестом показу. Хотя, на мой взгляд, такое скандальное внимание к этому произведению только делает ему дополнительную рекламу.

Для белорусов эти российские споры малопонятны. Личность Николая II не вызывает здесь никаких особых эмоций. В Беларуси не существует влиятельного общественного движения, основанного на идеологической смеси православия, монархизма и имперскости.

С самого начала здесь все выглядит странно. Ведь вообще фильм (которого, кстати, еще почти никто не видел) о любви молодого цесаревича, будущего русского царя, и балерины Матильды Кшесинской. Николай тогда еще не был женат, то есть о нарушении святости брака, покушения на семейные ценности речи нет.

"Матильда" и Николай II. Почему РПЦ объявила любовь святотатством

Реклама российского фильма «Матильда»
Проблема заключается в том, что Николай II канонизирован Русской православной церковью, признан святым. И церковь считает, что святого нельзя представлять, как обычного человека, здесь не может быть никакого художественного воплощения образа.

Дело в том, что канонизация Николая II состоялась в тот короткий период постсоветской истории России, когда все, что делали большевики и Советская власть, оценивалась со знаком минус, а их политических противников наделяли всеми положительными качествами. Фактически святым его объявили только за сам факт мученической смерти. Церковь поддалась общему общественному настроению и тем самым создала ту проблему, которая сейчас вылезла на поверхность.

Проблема как раз в том, что мучеником объявляют историческую фигуру, политика, причем не такого далекого прошлого. И это очень спорное решение. Ведь Николай II, как и любой политик, — очень противоречивая фигура, даже с точки зрения российской истории. На нем лежит много грехов. Это и «кровавое воскресенье» (расстрел мирного шествия рабочих в Санкт-Петербурге 9 января 1905 года), и поддержка черносотенцев, виновных в еврейских погромах. А печально известная распутинщина привела к тому, что царь оказался в изоляции даже в среде императорской семьи. И с точки зрения имперского величия России правление Николая II нельзя назвать удачным. Бесславные результаты в войне России с Японией — это вообще первое поражение страны европейской или христианской цивилизации в военном конфликта с азиатской державой. И в Первой мировой войне, в ходе которой царь объявил себя верховным главнокомандующим, Россия получила в основном поражения. Немецкие войска оккупировали большую часть империи, включая половину территории Беларуси.

"Матильда" и Николай II. Почему РПЦ объявила любовь святотатством

Кадр из фильма Алексея Учителя «Матильда»
А сейчас, согласно РПЦ, Николай II — святой. И это значит, что ничего плохого о нем писать, снимать или рисовать нельзя. То есть и исторические работы на тему его царствования запрещены? Очевидный абсурд. РПЦ сама создала себе проблему, попала в определенную ловушку.

Не менее интересны и такие рассуждения митрополита Павла. Мол, сегодня оскорбляют императора Николая II, завтра будут оскорблять Владимира Ильича Ленина, а послезавтра — кого-то другого. О ком-то другой — это о ком? Даже боюсь делать предположения.

А вот про Ленина — это интересно. Из контекста этой фразы митрополита следует, что бранные произведения о Ленине — это еще большее святотатство, чем о Николае II. Но ведь именно с согласия «вождя мирового пролетариата» принял мученическую смерть последний российский царь и его семья. То есть палач и его жертва возводятся на один уровень? Странная параллель.

А фильм «Матильда» в кинотеатрах, несмотря на протесты церкви, начал демонстрироваться уже с 26 сентября.

Новости по теме

Новости других СМИ