Почему в Беларуси все еще празднуют День Октябрьской революции

Валерий Карбалевич, Радыё Свабода

Валерий Карбалевич
Мир отмечает 100-летие Октябрьской революции. Но отмечает по-разному. На постсоветском пространстве все дискуссии об историческом значении этого события закончились давно, еще в начале 1990-х годов.

70-летний коммунистический эксперимент, в который было вовлечено около 40% населения земного шара (с учетом Китая), дал отрицательный результат. Тот путь, на который ступила Россия в 1917 году, завел ее в исторический тупик. И в 1991 году бывшие республики СССР фактически вернулись на тот путь, который проходило все человечество.

И только на белорусской земле эти дискуссии до сих пор не закончились, они продолжаются. Беларусь — единственная страна в мире, где 7 ноября официально отмечается праздник Октябрьской революции. В гродненском драматическом театре по этому поводу состоялся торжественный праздничный концерт для ветеранов и молодежи. В витебском музее создали экспозиции, посвященные Владимиру Ленину. В Институте истории Академии наук прошла международная научная конференция с очень знаменательным названием: «Великий Октябрь в исторической судьбе белорусского государственности». Та же советская терминология, ничего не поменялось.

Интересно то, что в официальном белорусском идеологическим конструкте сама идея революции оценивается крайне негативно. Сам Александр Лукашенко, государственные СМИ осуждают революции повсюду. Они доказывают, что государственная власть, какая бы она ни была — вещь сакральная. А революции, майданы — это насилие, хаос. По БТ постоянно идут фильмы, которые показывают, к каким негативным последствиям привели революции в тех странах, где они произошли. А вот к Октябрьской революции, которая, по своим социальным последствиям была самой радикальной в мировой истории, отношение абсолютно позитивное.

Белорусский режим — самый просоветский на пространстве бывшего СССР. Здесь сохранились не только советские названия улиц, станций метро, памятники, но и официальные государственные символы.

Чем объясняется такой странный феномен? Почему Беларусь сохраняется как советский заповедник? Здесь есть как объективные, так и субъективные причины.

Дело в том, что Беларусь в СССР была как бы витриной социализма. Индустриальная революция в республике произошла в 1950-1970-е годы и привела к заметному повышению уровня благосостояния белорусов. Это был период массового переселения сельских жителей в города, присоединения их к городской культуре, более высоких потребительских стандартов. Поэтому эти годы в жизни белорусского социума воспринимались белорусами как наилучшие, а вовсе не эпохой тоталитаризма и застоя. То есть к началу горбачевской Перестройки общество БССР, в отличие от других коммунистических стран и регионов СССР, не созрело для реформ и оказалось «антиперестроечной Вандеей». Как большинство населения, так и управляющая элита не желали краха советского строя и распада СССР, всячески сопротивлялись переменам.

Эту ситуацию очень эффективно использовал Александр Лукашенко. Во время президентских выборов 1994 года он пообещал белорусам вернуть их обратно в СССР, и получил поддержку большинства.

Поэтому формирование авторитарного режима в Беларуси происходило на идеологической основе красного реванша, идее восстановления СССР. Советское наследие стало и пропагандистским обоснованием, и примером для формирования диктаторского режима.

Сегодня на официальном уровне звучат разные объяснения, почему Октябрьская революция для Беларуси — праздник. Тезис о том, что большевики дали Беларуси государственность, я комментировал в прошлом блоге. Также интересны рассуждения на эту тему в публикации Сергея Дубовца.

Еще одной идеологемой, которая распространяется на официальном уровне, стал тезис о том, что Октябрьская революция положила начало концепту социального государства. И, мол, сегодня Беларусь продолжает эту традицию, социально ориентированная политика в нашей стране — это наследие Октября.

На самом деле модель социального государства начала формироваться в Западной Европе еще на рубеже ХIХ-ХХ веков, там принимались законы, которые защищали права наемных работников. Также можно спорить, насколько социальным было советское государство при Сталине. По многим показателям, например, по уровню потребления продуктов питания, СССР только к 1950-м годам достиг показателей 1913 г.

Далее, сегодня степень социальной защиты в странах ЕС на порядок выше, чем в Беларуси. И там никто не апеллирует к идеалам Октября. Дело в том, что в Беларуси сформирована классическая модель патерналистского государства, и это главное наследие советского проекта. Но ее пытаются скрывать за пропагандистским клише о «социально ориентированной политике».

Причем в последние годы в Беларуси элементы социального государства последовательно демонтируются. Постоянно повышаются коммунальные тарифы, цены на проезд в общественном транспорте. Вырос пенсионный возраст. Образование становится все чаще платным, причем не только высшее, но и среднее (за счет поборов с родителей). Все больше людей теряют работу, а пособие по безработице — одно из самых низких в мире, плюс к этому всех безработных объявили тунеядцами и требуют от них выплатить государству соответствующий сбор. Еще можно вспомнить антисоциальную контрактную систему.

Но пропагандистский миф о социальном государстве продолжает жить своей самостоятельной жизнью. Социальность исчезает, а патернализм сохраняется и процветает.

Новости по теме

Новости других СМИ