Проезд подорожает, а штраф увеличится

"Завтра твоей страны"

Мингорисполком подготовил предложения в правительство по увеличению стоимости проезда в общественном транспорте Минска. Столичные транспортники настаивают на том, чтобы талончики подорожали минимум до тысячи рублей.

- Такой тариф позволит хоть немного выправить критическую ситуацию, в которой оказалась наша служба, - говорит директор ГУ "Столичный транспорт и связь" Валерий Шкуратов. – Бюджет предусматривает 70-процентную окупаемость общественного транспорта. Мы сегодня с трудом выходим на 40 процентов. Приходится сокращать рейсы, в не пиковые часы снимать с маршрутов автобусы и троллейбусы. Население возмещает только одну треть затрат по перевозкам. Бюджетные расходы на транспорт не увеличиваются, а цены на электроэнергию и запчасти растут. За год из всей сферы услуг только на коммунальный транспорт не были повышены тарифы, хотя январская девальвация нас затронула так же, как и всех.

В последний раз цены на проезд в общественном транспорте повышались в августе прошлого года. Сейчас минчане платят за проезд 600 рублей. Предыдущая цена на талончик – 500 рублей – продержалась почти два года, с 28 июля 2006-го. Это был своеобразный рекорд, учитывая, что, например, в 2005 году проезд дорожал дважды: и летом, и зимой.

По словам Валерия Шкуратова, из-за финансовых проблем, Минск в этом году не смог закупить ни одного нового автобуса, троллейбуса, трамвая. Остался без 30 новых вагонов столичный метрополитен.

После отмены льгот на проезд финансовая ситуация не улучшилась.

- Люди просто перестали оплачивать проезд, - говорит Валерий Шкуратов. – Контрольно-ревизионные службы охватывают только 5% всего общественного транспорта. Но из тех, кого контролеры задерживают, штраф платят только 25 процентов безбилетников, остальные просто убегают и остаются безнаказанными. Контролер ведь не имеет права проверить у пассажира документы, он должен вызвать милицию. Да и сумма штрафа смешная – 0,2 процента базовой величины.

Официальное письмо с просьбой повысить стоимость проезда в общественном транспорте Мингорисполком направил в правительство еще в апреле. Столичных транспортников поддержали коллеги из всех областных центров и крупных городов Беларуси. Однако в условиях, когда почти все белорусские предприятия перешли на трех или четырехдневный режим работы, власти не решились взвинчивать цены на проезд.

- К концу июня будет готово новое письмо, – говорит Валерий Шкуратов. – Хотя я мало верю в то, что в летний период правительство решит повышать стоимость проезда, скорее всего, по новым тарифам граждане начнут ездить в сентябре.

К слову, повышение цены на талончики – не единственное предложение Мингорисполкома. По словам директора "Столичного транспорта и связи", в скором времени будет внесены изменения в статью 18 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, речь в которой идет о безбилетном проезде.

- Штраф планируется повысить до одной базовой величины, - уточняет Валерий Шкуратов. – Все согласования данная норма уже прошла, думаю, что с 1 июля эти изменения будут внесены в административный кодекс и размер штрафа будет уже не 7, а 35 тысяч.

Каждый раз увеличение стоимости за проезд транспортники объясняют низким уровнем возмещения населением затрат по перевозкам. Однако, согласно данным Национального статистического комитета за прошлый год, оплата услуг общественного транспорта в структуре расходов белорусов заняла третье, после услуг ЖКХ и связи, место и составила почти 14 процентов.

В то же время, например, в структуре затрат на содержание транспорта на первом месте находится не закупка запчастей или обновление автопарка, а заработная плата работников отрасли. Ее удельных вес составляет почти 47 процентов, а затраты, например, на горюче-смазочные материалы - 14 процентов, электроэнергию - 13 процентов, тепловую энергию – 12 процентов.

Стоит отметить, что средняя зарплата на транспорте одна их самых высоких в стране. В 2008 году транспортники зарабатывали больше, чем работники промышленности, связи, торговли, не говоря о представителях таких бюджетных сфер, как образование и здравоохранение. Только строители получали больше транспортников. Средняя зарплата в строительстве в 2008 году составила 1 миллион 169 тысяч рублей, а на транспорте – 1 миллион 80 тысяч рублей. Для сравнения: учителя и педагоги получали, в среднем, 629 тысяч, а работники сельского хозяйства всего лишь 570 тысяч.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров