Продукты с привкусом времени

"Народная газета"

Только конкуренция в сфере торговли избавит магазины потребкооперации от застаревших проблем
Недавно по одному из телеканалов показали сюжет: жительница Барановичей купила в сельском магазине чипсы, а когда принесла их домой, поняла, что маленькая радость может обернуться большой проблемой для здоровья... Срок годности продукта истек больше года назад. Елена просила чипсы со вкусом паприки, а ей всучили – с привкусом времени. Нашлись в магазине и другие просроченные продукты.


Спору нет, провизия с душком встречается даже в столичных супермаркетах. Но о сельской торговле разговор особый. Раньше ее ругали за то, что в деревенских магазинах был скудный ассортимент, теперь — за залежавшийся товар. Впрочем, нарушение санитарных норм — далеко не единственная беда. В этом убедились специалисты Комитета государственного контроля Минской области, проверив 18 магазинов Пуховичского райпо.

Оказалось, что в каждом из них продавались продукты, небезопасные в эпидемическом отношении, с истекшим сроком годности, без необходимой информации о товарах. Например, в универсаме "Кiрмаш" были забракованы 60 наименований продовольственных товаров с истекшим сроком годности от 2 суток до 2 лет. Аналогичные нарушения имелись в магазинах деревень Голоцк, Блужа, Талька, Поддегтярня, Орешковичи, Седча, Караваево и некоторых других.

Что любопытно, в перечень залежалых товаров наряду с колбасами, мясными полуфабрикатами, творогом, кетчупами, конфетами, соками попали виноградное вино "Глинтвейн" и четыре вида десертного ликера. Это же сколько времени прошло, что их впору выливать. Дорого стоят? Зачем тогда закупать то, что не пользуется спросом у сельчан. К слову, на 1 апреля нынешнего года Пуховичское райпо имело товарных запасов почти на 4,8 миллиарда рублей, т.е. на 51 день торговли при нормативе 25 дней. Иначе говоря, райпо омертвило так необходимые сельской торговле оборотные средства в низко ликвидном товаре.

Замедлилась и оборачиваемость товаров по сравнению с прошлым годом. Кто-то может возразить, дескать, снизилась покупательская способность населения, что и привело к увеличению товарных запасов и невыполнению прогнозных показателей по товарообороту. Но контролеры считают иначе.

— В 11 из 18 проверенных магазинах отсутствовали в продаже товары, предусмотренные ассортиментным перечнем, — говорит начальник управления Комитета госконтроля Минской области Анна Мательская. — Например, в магазине "Хлеб" филиала "Росинка" — сухое молоко, масло животное, ирис, сушки, маргарин, йогурт, халва; в магазине деревни Талька — молоко, кефир, сметана, сыр твердый, сосиски, сардельки, сало соленое, уксус; в деревне Пуховичи — хлеб, булочные изделия, дрожжи, кефир, сыр сычужный и мягкий, яйца куриные. Это что, дефицитные товары? Или райпо просто игнорировало заявки завмагов?

Действительно, финансовое положение Пуховичского райпо плачевное. За первый квартал 2009 года его убытки составили 190 миллионов рублей, что на 30 миллионов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ситуацию усугубила и плохая работа местных производителей, которые продолжали выпускать нерентабельную продукцию. Так, из производимой хлебозаводом Пуховичского райпо продукции 12 наименований убыточны.

Схожая картина и по колбасному производству, где из 27 видов колбасных изделий и копченостей 6 нерентабельны. Кстати, по словам Анны Мательской, общее количество колбасных изделий, реализованных рыбоколбасным цехом Пуховичского райпо, с истекшим сроком годности достоверно установить так и не удалось из-за отсутствия учета по партиям продукции.

Зато контролеры выявили недостачу товарно-материальных ценностей (фарш и мясные полуфабрикаты замороженные, колбасные изделия и копчености, свинина и говядина, килька, салака и т.д.) на сумму более 26 миллионов рублей. Было установлено также, что сало закупалось по завышенной цене: не по 6900, а по 10 000 рублей. На 1663 килограммах сала переплата составила более 5 миллионов рублей. Более того, сдатчики, указанные в квитанциях, только от контролеров узнали, что они, оказывается, сдавали сало. Был ли в этой странной закупке чей-то корыстный умысел, сейчас разбираются правоохранительные органы.

С организацией торгового обслуживания сельского населения непосредственно связана заготовительная деятельность потребительской кооперации, которая не только служит дополнительным источником товарных и сырьевых ресурсов, но и дает сельчанам дополнительный заработок. Однако и здесь не все безупречно. В прошлом году райпо закупило у населения сельскохозяйственной продукции и сырья на 2,2 миллиарда рублей, или на 70,2 процента от планового показателя. Неужели люди перестали собирать грибы (46,5 процента от задания) или держать скот (60,6 процента по мясопродуктам)? И в нынешнем году ситуация не лучше.

А кому сдавать дикорастущую и сельхозпродукцию, если приемозаготовительной сетью охвачены не все сельские населенные пункты? И кому заниматься заготовками? На начало года в райпо было девять заготовителей, к июню их осталось всего пять. Не практикуются в районе и закупки сельхозпродукции у населения по системе товарного кредитования.

— Говорить о том, что Пуховичским райпо делается все для удовлетворения потребностей сельского населения в товарах и услугах, пока не приходится, — подытоживает Анна Мательская. — Ведь не выполнено и такое задание, как восстановление закрытых торговых точек. Скажем, магазины в деревнях Болоча, Птичанское, Пристань, работа которых была возобновлена в 2005 году, в мае нынешнего года уже не работали. А ведь программой возрождения и развития села на 2005—2010 годы предусмотрено создание в сфере торговли новых рабочих мест. Но именно из-за того, что не хватало продавцов, в прошлом году в Пуховичском районе закрылись 13, в первом квартале 2009-го — 4 сельских магазина.

На коллегии КГК председатель Комитета госконтроля Минской области Владислав Цыдик пытался выяснить у руководителей Пуховичского райпо, почему в районе торговля убыточна, а у частных лиц — прибыльна, и вообще, почему в этом райпо так много недостатков. Но вразумительного ответа на свои вопросы не получил. Надо заметить, что по результатам контрольных мероприятий Пуховичское райпо привлечено к административной ответственности на сумму 15,4 миллиона, 36 физических лиц — на общую сумму 9,4 миллиона рублей, к дисциплинарной ответственности — 31 человек. А на коллегии Комитета государственного контроля Минской области, где была дана принципиальная оценка работе Пуховичского райпо, принято постановление, рекомендующее освободить от занимаемых должностей некоторых руководителей Пуховичского райпо.

За покупками — без денег в кошельке

Понятие "колхозный" ассоциируется до сих пор с чем-то не всегда соответствующим высокому качеству. А вот сельчане деревни Псыщево Ивановского района своей торговой точкой, принадлежащей СПК "Приясельдный", не без оснований гордятся и всем приезжим настоятельно рекомендуют посетить колхозный магазин, где сервис получше иных городских заведений будет.

Три с половиной года назад он открылся в небольшом пустовавшем помещении. Буквально в сотне метров от продмага райпо. Однако конкуренции тут не боятся, поскольку знают, чем покупателя привлечь. Кроме широкого ассортимента товаров для каждого дня здесь в жаркий день предложат утолить жажду холодненьким пивом и квасом на разлив — свежайшие напитки везут непосредственно с предприятия "Брестское пиво", за 120 километров, влет расходятся пирожки и чебуреки с пылу с жару, которые выпекает кухня колхозного кафе "Березка" (в посевную, уборочную она кормит вкусными обедами занятых в полях людей, здесь же сельчане гуляют свадьбы), гурманам предлагают цыплят-гриль. Хозяюшка магазина Валентина Мазько раскрывает и еще один важный секрет:

— Работникам СПК "Приясельдный" мы даем товары в счет зарплаты. Это очень удобно — все необходимое можно получить, даже если в кошельке нет ни рубля. Такая кредитная линия открыта для всех 230 человек. Надо сказать, доверием люди не злоупотребляют — всегда рассчитывают свои финансовые возможности.

Таким образом, за прошлый год товарооборот небольшого колхозного магазина составил ни много ни мало 500 миллионов рублей.

От редакции. По конкретным фактам из одного района нельзя негативно судить обо всей системе потребительской кооперации республики, которая имеет более чем вековую историю. Эта крупнейшая многофункциональная и многоотраслевая структура сохранила свою социальную направленность и играет важную роль в системе жизнеобеспечения страны. Белкоопсоюз контролирует как количество сельмагов, так и качество их работы. Для начала предприятия потребкооперации хотят восстановить 130 ранее закрытых сельских магазинов и отремонтировать действующие точки. Сделать графики работы магазинов более удобными и организовать полноценную торговлю около дачных кооперативов.

Но интерес к деревенской торговле стали проявлять разные организации и частные лица. Например, ею активно занялись работники "Белпочты". И товары в отделениях почтовой связи зачастую дешевле, нежели в кооперативных магазинах. Развивается колхозная торговля — уже многие сельхозорганизации имеют в деревнях свои торговые точки. Появляются в сельской местности и магазины частной формы собственности. Особенно предприниматели преуспели в придорожной торговле. Конкуренция заставляет искать новые формы работы, расширять ассортимент и снижать цены, иначе прогоришь. И хотя Белкоопсоюз по-прежнему остается монополистом сельской торговли (в его ведении находится 10,5 тысячи магазинов), у сельчан уже есть выбор, чьими услугами воспользоваться. А предпочтут они тот магазин, где им выгоднее и приятнее делать покупки.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров