Пугающая зависимость

"Белорусы и рынок"

Стремление России к доминированию в Таможенном союзе не позволяет надеяться, что Беларусь сможет решить свои экономические проблемы в рамках этой организации.

Задавая тон дискуссии на белорусско-российском экономическом форуме "Перспективы развития бизнес-сотрудничества Беларуси и России", Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в РБ Александр Суриков 25 февраля заявил, что Таможенный союз в настоящее время является основополагающим фактором для экономик Беларуси и России. "Это дополнительная реализация возможности экономической интеграции, промышленной кооперации производств с учетом нового, более объемного рынка".

Схожие мысли неоднократно высказывали и представители (вплоть до самого высшего уровня) властных структур Беларуси. И это вполне объяснимо: РФ по-прежнему является нашим главным торговым партнером. Согласно данным Национального статистического комитета, в 2009 г. на союзное нам государство (несмотря на сокращение продаж относительно прошлогоднего уровня на 36,4%, с 10,55 до 6,71 млрд. USD) пришлось 31,5% от всего объема (21,28 млрд. USD) зарубежных поставок белорусских экспортеров.

Для сравнения: в Нидерланды (основную транзитную страну для перевалки львиной доли нефтепродуктов белорусского производства) поступило 17,3% отечественных экспортных товаров (3,68 млрд. USD, или 82,7% к аналогичному показателю 2009 г.).

Пугающая зависимость

В Российскую Федерацию в прошлом году поступило 31,5% (в другие страны СНГ - 18,25%, за его пределы - 50,25%) всех экспортированных из РБ тракторов и 77,68% сельхозмашин (в СНГ - 9,01%, в прочие страны - 16,30%), 63,51% грузовых автомобилей (18,85 и 17,64%), 46,23% седельных тягачей (6,37 и 47,30%), 63,1% частей и принадлежностей к автотракторной технике (11,35 и 25,55%), 72,19% холодильников и морозильников (24,54 и 3,25%).

Однако особенно большое значение рынок РФ приобрел для отечественных производителей продовольственной продукции. Здесь цифры, отражающие его удельный вес в белорусских экспортных поставках, выглядят еще более впечатляющими: по молоку и молокопродукции - 83,12% (11,3 и 5,58%), по мясу и мясопродукции доля России составляет 99,87% (доля СНГ и стран дальнего зарубежья, вместе взятых, - 0,01%).

Одновременно Россия является и главным нашим поставщиком. Из 28,6 млрд. USD отечественного импорта на ее долю пришлось 16,72 млрд. USD, или 58,46%. Причем результат торговых операций оказался "суперотрицательным" для Беларуси: минус 10 млрд. USD, что на 3,29 млрд. USD превысило весь объем поставок из РБ в РФ.

Столь катастрофическую для белорусской стороны арифметику не преминул отметить, выступая 18 февраля на первом бизнес-форуме "Россия - Беларусь-2010. Товары народного потребления: новые контракты и увеличение продаж", и торговый представитель РФ в Беларуси Алексей Киселев. По его словам, это "настораживающий фактор, который, как нам кажется, необходимо исправлять".

Основными причинами образования такого торгового сальдо стал экспорт Россией в Беларусь в 2009 г. большого количества продукции энергетического комплекса. В частности, из РФ в РБ было поставлено 21,5 млн. т нефти и 17,6 млрд. куб. м газа.

Без учета экспорта топливно-энергетических ресурсов во взаимной торговле двух стран в 2009 г. сложилось отрицательное сальдо в размере 1,1 млрд. USD уже для Российской Федерации. Так, по итогам прошлого года Россия экспортировала в Беларусь только 9,7 тыс. единиц сельхозтехники, включая 799 тракторов, на сумму 39 млн. USD, что в 16,5 раза меньше, чем Беларусь поставила на российский рынок.

Подобный результат по вполне понятным причинам также настораживает господина Киселева. Но ведь иначе и быть не может, когда на оплату за энергоносители уходит не только вся валюта, которую зарабатывают белорусские предприятия от поставок своей продукции как в ближнее, так и в дальнее зарубежье, но и весомая часть внешних госзаимствований.

Ставка - на защиту

Наверное, наша страна могла бы покупать больше высокотехнологичных товаров в России, если бы больше продавала там своих. Однако этому препятствует протекционистская политика тамошних властей.

Кстати, в прошлом году Россия, как выяснили эксперты европейского Центра по исследованию экономической политики (CEPR), стала мировым лидером по количеству введенных защитных мер (20). На втором месте - Германия (15), третье место делят Индия и Индонезия (по 10),

Для защиты своего внутреннего рынка в 2009 г. Правительство РФ подняло импортные пошлины на телевизоры (с 10 до 15%), отдельные виды проката из железа (с 5 до 15%) и нелегированной стали (с 5 до 20%), а также на трубы из черных металлов (с 5 до 15 и 20%).

Также были установлены фактически заградительные импортные пошлины на автомобили. На новые машины и на иномарки б/у со сроком эксплуатации до трех лет размер платежа составляет 30%, или от 1,2 до 2,8 EUR за 1 куб. см объема двигателя, от трех до пяти лет - 35%, или от 1,2 до 2,8 EUR за "кубик", старше пяти лет - пошлина составляет от 2,5 до 5,8 EUR/куб. см в зависимости от объема двигателя.

С подачи крупнейшего производителя комбайнов в России - ОАО "Ростсельмаш" - Правительство РФ в начале 2009 г. с 5 до 15% повысило пошлины на ввоз сельхозтехники.

Однако российские власти в 2009 г. не ограничились прямыми мерами защиты, направленными преимущественно против поставщиков из-за пределов СНГ. Они приняли также ряд косвенных протекционистских мер, которые ограничили доступ на российский рынок товаров из ближнего зарубежья и главным образом - из союзной Беларуси.

В частности, были выделены средства на пополнение уставного капитала ОАО "Росагролизинг" для стимулирования закупок сельхозмашин и оборудования, а также финансовые ресурсы Россельхозбанку на кредиты под приобретение сельхозтехники. При этом Минсельхозом РФ был утвержден специальный реестр машин и оборудования, главным образом российского производства, для реализации сельхозтоваропроизводителям на условиях лизинга. А Россельхозбанк после получения господдержки вообще был лишен права выдавать кредиты на технику, выпущенную за рубежом.

Для спасения же российского автопрома премьер-министр РФ Владимир Путин распорядился расходовать государственные финансы исключительно на закупку автомобилей, произведенных в России. Помимо бюджетных ресурсов, на эти цели направляются также средства естественных монополий и крупнейших частных компаний.

Из федерального и региональных бюджетов были выделены на паритетной основе дополнительные средства на приобретение транспортных средств и спецтехники для субъектов федерации и муниципальных образований.

Но главное, что действие ряда подобных программ будет пролонгировано и на 2010 г. В частности, как заявил 3 декабря 2009 г. В. Путин, Правительство РФ намерено в прежних объемах продолжить реализацию мер по поддержке отечественного автопрома.

Скрестить чижа и ужа

Правда, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ Владимир Исаков, подводя итоги упомянутого выше делового форума Беларуси и России, заявил, что российские меры по стимулированию бизнеса через определенное время будут распространены на всю территории Таможенного союза.

Дополняя своего коллегу, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты Василий Романов сообщил, что этот вопрос обсуждается сейчас Комиссией Таможенного союза, прорабатывается на экспертном уровне и будет вынесен на обсуждение соответствующих органов для принятия решений.

Более того, уже сейчас, по словам В. Романова, между Беларусью и Россией налаживаются реальные лизинговые и страховые механизмы стимулирования экспорта, что будет способствовать продвижению как белорусской, так и российской продукции. И тем не менее нынешнее положение дел в Таможенном союзе заставляет с большим скепсисом относиться к этим упованиям. Ведь на прошедшем 26 февраля 2010 г. в Москве заседании Комиссия Таможенного союза так и не смогла определиться с базовым для организации такого рода понятием - "таможенная территория". А дом без фундамента, как известно, стоять не может.

Так что приходится согласиться с мнением тех аналитиков, которые изначально предупреждали, что по вопросу реализации соглашения о Таможенном союзе и тем более превращения его в единое таможенное, а затем и единое экономическое пространство развернется ожесточенная борьба между подписавшимися, особенно между Москвой и Минском.

Причина в том, что, как отмечал ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов, в ряде отраслей нефтехимии, пищевой и легкой промышленности, в тяжелом машиностроении Россия и Беларусь ожесточенно соперничают между собой.

Причем ситуация, по мнению первого вице-президента исполнительного директора компании "Сумма Капитал" Марата Шайдаева, складывается так, что если Россия в рамках Таможенного союза не обеспечит защиту интересов российских участников объединенного рынка, они не смогут выдержать конкуренции.

А следовательно, считает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев, соглашение о Таможенном союзе не гарантирует отсутствия новых торговых войн между Беларусью, Россией и Казахстаном (в особенности между первыми двумя). Возможно, все изменится к лучшему в едином экономическом пространстве. Подождем до 2012 года.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров