Государство вспомнило об автосервисах

"Народная газета"

Чем больше в стране автомобилей, тем громче звучат от потребителей жалобы на качество услуг автосервисов.

Чем недовольны автолюбители и как Министерство торговли намерено с этим бороться?

Как хочу, так и верчу

У жителя Слуцка не завелся автомобиль, и он был вынужден обратиться в автосервис. Ребята приехали, завели его дорогостоящую "Ауди" и предложили оставить авто у них в гараже на сутки, чтобы провести его компьютерную диагностику. На следующий день хозяину машины выставили счет в 900 тысяч рублей. Наведя справки, он узнал, что даже столичным автолюбителям такая услуга обходится раза в четыре дешевле. Видимо, в сервисе расценили, что для владельца машины премиум-класса это не деньги. Более того, он обратил внимание, что в баке его машины за ночь стало меньше солярки литров на 20, а пробег машины увеличился. Когда он возмутился и отказался платить такие деньги, ему просто не отдали ключи от собственной машины.

— Случаи, подобные этому, происходят сплошь и рядом. Качество обслуживания в автосервисах просто не выдерживает никакой критики. И в последние годы количество жалоб на них только увеличивается, — рассказывает председатель Слуцкого общества защиты прав потребителей Игорь Губанов, к которому обратился за помощью автолюбитель. — В данном случае, принимая авто, в автосервисе даже не оформили ни одного документа, который требуется Правилами бытового обслуживания населения.

Нередко сервисы просто навязывают автовладельцам покупку запчастей в определенных магазинах, иначе отказываются давать гарантию на проведенные работы. И наоборот, покупателей в магазинах запчастей предупреждают, что, если приобретенные запчасти не будут установлены на дружественном автосервисе, гарантию на них не предоставляют.

Все под контролем

В Министерстве торговли признают, что качество обслуживания населения в автосервисах пока находится на "не достаточно высоком уровне" и с ним далеко не уедешь. От автолюбителей регулярно поступают жалобы на то, что автосервисы не сообщают заказчику достоверную информацию о тех работах, которые предположительно будут проводить, в том числе и об их стоимости, нарушают сроки проведения гарантийного ремонта, затягивают сроки ремонта авто после ДТП, ссылаясь на отсутствие нужных запчастей. А нередко и вовсе некачественно проводят ремонт.

Не говоря уже о том, что некоторые гаражные мастерские совершенно спокойно работают и оказывают услуги без регистрации. И таких нарушителей привлечь к ответственности не так-то и просто. Для этого необходимо располагать конкретными доказательствами и установить систематическое получение дохода.

Специалисты министерства и объединения "Белбыт" регулярно проверяют автомастерские на наличие государственной регистрации и сертификата соответствия на оказываемые услуги. Например, только в октябре—декабре прошлого года в Минске было выявлено 130 фактов осуществления незарегистрированной предпринимательской деятельности, пять нелегалов были привлечены к административной ответственности.

Ежемесячно проводится и мониторинг цен на автосервисах. Необоснованного их роста пока обнаружено не было. Скорее наоборот, они даже немного снизились. Например, в Минске индекс цен на услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств сократился на 3,3 процентных пункта, а в целом по стране — на 1,8. Другое дело, что в некоторых сервисах информацию о ценах на услуги не размещают в доступном для потребителя месте.

Даешь качество!

В последние годы количество машин на наших дорогах значительно увеличилось. Соответственно стабильно рос и спрос на услуги по их ремонту и обслуживанию. На начало года в стране насчитывалось около 2700 легальных автосервисов, хотя еще четыре года назад, когда принималась Программа развития бытового обслуживания населения в Республике Беларусь на 2006—2010 годы, ставилась задача, чтобы к 2010 году в стране было хотя бы 1400 объектов по ремонту и техническому обслуживанию автотранспорта. Эту планку мы перепрыгнули с лихвой. Однако правды ради надо заметить, что многие сервисы ограничились лишь услугами по шиномонтажу, мойке или хранению автомобилей. Тем не менее в прошлом году белорусы, заботясь о своих железных конях, потратили на них свыше 500 миллиардов рублей.

Как рассказали "НГ" в Минторге, теперь пришло время заняться улучшением качества обслуживания на СТО. Поэтому в ближайшие годы министерство намерено уделить этому виду услуг повышенное внимание. В частности, уже с февраля нынешнего года значительно упростилась процедура сертификации услуг автосервиса. Теперь не требуется заключение органов Минприроды и МЧС, достаточно лишь центра гигиены и эпидемиологии. отработан механизм выделения земельных участков под строительство СТО потенциальным инвесторам. Кроме того, Минторг рассматривает возможность изменения порядка формирования и применения отпускных цен и тарифов на эти виды услуг. По мнению специалистов, эти меры должны улучшить качество обслуживания в автосервисах.

Автовладельцу на заметку

О чем нужно знать, отправляясь на СТО

В любом автосервисе на стенде должна быть размещена вся информация о предприятии, в том числе сведения о государственной регистрации, копия сертификата соответствия и перечня сертифицированных услуг. Кроме того, там обязательно должен висеть образец заполнения заявки, сроки гарантии по разным видам работ, расценки или прейскурант цен на услуги и т.д.

Прежде чем доверить свой автомобиль автослесарям, необходимо оформить заявку. Она должна содержать данные, которые идентифицировали бы вас и ваш автомобиль, перечень работ, которые вы просите провести, дату подачи заявки и вашу подпись. После того, как заявку зарегистрируют в журнале регистрации, ее должны вам вернуть.

На основании этой заявки оформляется заказ. Если вы предоставляете для ремонта запчасти и материалы, об этом обязательно делается запись в заказе. Но учтите, если эти запчасти не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов или не предусмотрены регламентом изготовителя транспортного средства, СТО может отказаться их брать.

Если работы будут выполняться не в вашем присутствии, составляются два экземпляра приемо-сдаточного акта на автомобиль. Один из них для вас. В акте должны быть отражены комплектность автомобиля, наличие топлива, видимые наружные повреждения и дефекты вашего авто.

Согласовав с вами объем работ, СТО должна выполнить их полностью и в срок. Выполнение дополнительных работ, выявленных в процессе обслуживания, производится организацией автосервиса только с письменного согласия заказчика.

На свои услуги СТО предоставляют гарантии. Например, на техобслуживание — 20 дней при пробеге авто не более 2000 км, на ремонт (за исключением капитального) — в течение 30 дней при пробеге не более 2000 км, на ремонт кузова и его элементов — в течение 6 месяцев, на полную и частичную окраску — в течение 6 месяцев со дня выдачи авто заказчику.

Эти обязательства оформляются гарантийным талоном либо отметкой гарантийного срока в документе, подтверждающем заказ.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров