Метрополитен под огнем КГК

"СБ.Беларусь сегодня"

Ежедневно услугами минской "подземки" пользуется около 700.000 человек — каждый третий горожанин. Метро давно стало самым удобным и быстрым видом транспорта. Просторные вестибюли, небольшие перегоны... Но что, если копнуть глубже, заглянуть в туннели и котлованы, посмотреть, как работают строители? Этой целью задались сотрудники Комитета государственного контроля.

Только за последние три с половиной года на строительство Минского метрополитена были выделены колоссальные деньги — около 510 миллиардов рублей. Определить, насколько рационально и эффективно используются бюджетные средства, и было задачей контролеров. На днях на коллегии КГК факты проверки обнародовали — выявлены вопиющие нарушения, случаи бесхозяйственности и непрофессионализма. По оценкам сотрудников Комитета госконтроля, сами технологии возведения минской "подземки" застыли на уровне легендарных 30–х годов, когда в Москве копали первые станции...

...Прошлым летом, после того как на реконструкцию закрыли единственный пересадочный узел метро, в Минске начался транспортный хаос. На станции "Октябрьская", напомним, на протяжении нескольких месяцев меняли эскалаторы. Специалисты тогда объясняли, что столь продолжительный срок работ необходим "по технологии".

Может быть, и так, но проверка госконтроля показала: эпопея с заменой эскалаторов грозит вылиться в уголовные дела. Движущиеся лестницы купили, нарушив положение о проведении торгов. КУП "Дирекция по строительству Минского метрополитена" внесло в техническое задание конкретный тип и модель эскалатора, который выпускает только одна украинская фирма.

Из участия в тендере были автоматически исключены другие потенциальные претенденты, хотя в 2005 году представители финских и американских производителей точно такое же оборудование предлагали в три раза дешевле!

То же самое и с перекрывателями пассажиропотока. Шлагбаумы купили российские, заплатив за каждый немалые деньги. Провести маркетинговое исследование и выяснить, могут ли изготовить перекрыватели на наших предприятиях, никто не удосужился. Эту работу проделал Комитет госконтроля. Оказалось, что могут и с радостью это сделают. Причем стоить шлагбаумы будут в 5 раз меньше.

И это еще не все нарушения на "Октябрьской". Российская фирма (кстати, она не имела действующей у нас лицензии), проводившая пусконаладочные работы, умудрилась получить вознаграждение за одну и ту же работу дважды — не только от генподрядчика, как и положено, но и от эксплуатирующей организации — Минского метрополитена.

Отличились и при строительстве станции "Уручье". Для выполнения работ по укладке гранита "Минскметрострой" привлек субподрядную организацию, которая без торгов закупила его у некоей коммерческой организации по завышенной цене. Гранит вдобавок не соответствует нормируемым показателям.

Немалые деньги вложили в закупку материалов, которые теперь лежат мертвым грузом. На складах в Шабанах контролеры обнаружили более 24.000 единиц неликвидного оборудования: некоторое не используется на протяжении 20 лет! Оказались ненужными более 68 километров проводов кабелей, изделия из черных и цветных металлов, электролампы и т.п. — всего на общую сумму 3 миллиарда рублей. А ведь можно было ввести неликвиды в оборот, передать на баланс коммунальным предприятиям...

С закупкой модульных установок пожаротушения "Игла", которыми должны были переоборудовать поезда, отдельная история. Они лежат без дела с 2005 года. Выяснилось, что установки были закуплены на средства, предназначенные на строительство метрополитена, то есть использовать бюджетные деньги, чтобы "сесть" на "Иглу", дирекция не имела права.

Что еще? Долгое время пустуют объекты–долгострои, непонятно зачем возведенные для нужд метро. Это второй вестибюль станции "Молодежная", двухэтажный торговый зал между станциями "Фрунзенская"" и "Молодежная"и т.д.

Нормой при строительстве метро стали не только закупки без тендеров, но и постоянные изменения проектной документации. Приводился в КГК такой факт: только с 2003 по 2008 год на участке продления второй линии метро от "Автозаводской" до "Могилевской" с электродепо проекты дорабатывались и изменялись на основании 8 договоров и 31 дополнительного соглашения! О каком качестве работ может идти речь? Теперь этими странными доработками будет заниматься финансовая милиция, ведь каждое изменение обошлось для бюджета в копеечку.

Удивительные факты обнаружили при проверке участка строительства метро от станции "Институт культуры" до станции "Петровщина" в части оплаты некоторых обслуживающих процессов. Здесь — почти как у Гоголя: в бумагах такие процессы значились как дежурство слесарей, электриков, арматурщиков, обслуживание откаточных путей и др., но на практике не всегда выполнялись. А за них ведь кому–то платили деньги.

Контролеры пытались выяснить обоснованность таких трудозатрат, но ни Министерство архитектуры и строительства, ни проектировщик, ни генподрядчик не смогли объяснить, чем конкретно должны заниматься рабочие при выполнении обслуживающих процессов.

Странно, что Министерство архитектуры и строительства отнеслось к подобной "деятельности" "Минскметропроекта" и других организаций с непростительным попустительством.

Перечисленные факты — далеко не все из того, что обнаружили проверяющие: работа будет продолжаться. Но и сейчас общие суммы впечатляют: по итогам проверки выяснилось, что неэффективно и с нарушением законодательства использовали около 60 миллиардов рублей! Часть из них придется вернуть. За эти деньги, к слову, можно было купить немало вагонов, которые так нужны метро.

По мнению начальника главного управления контроля по Минску КГК Ивана Романовича, на протяжении многих лет в городе отсутствует перспективный план развития метро. Нет, на бумаге он нарисован, но вот с возведением других объектов не согласовывается. К примеру, 7 лет назад в городе реконструировали проспект Дзержинского, а сейчас, когда нужно тянуть метро в Малиновку, разбомбили его снова, усложнив жизнь горожан.

Ладно бы при этом метро строили быстро. Но ведь современные технологии метростроевцы предпочитают обходить стороной. Оборудование изношено физически и морально, а главным инструментом в век высоких технологий по–прежнему остается отбойный молоток.

Вместо того чтобы наконец–то приобрести новую технику, в этом году в России снова купили немеханизированный проходческий щит. В результате ни о каком ускорении работ можно не мечтать. Если за рубежом в месяц прокладывают от 200 до 400 — 900 метров туннеля, то у нас под землей могут пройти всего лишь 20 — 50. Специалисты уверяют: уже скоро современное оборудование будет закуплено, но очевидно, что много времени упущено...

Прямая речь

— К сожалению, вопросов к тем, кто занимался и занимается проектированием и строительством метрополитена, очень много, — резюмировал Председатель КГК Зенон Ломать. — Почти все руководители, ответственные за работы, сменились. Но это вовсе не значит, что по допущенным нарушениям, особенно по незаконному использованию бюджетных средств, виновным не придется возмещать ущерб. Если есть необходимость возбуждать уголовные дела, это будет сделано. Наша финансовая милиция уже занимается этими вопросами. Отныне строительство метро будет взято под постоянный контроль.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров