Генпрокуратура: Бывших чиновников не бывает

www.udf.by

В рамках реализации Государственной программы по борьбе с коррупцией на 2007-2010 годы, Генеральной прокураторой Беларуси подготовлен пакет законодательных и нормативно-правовых актов, направленных на дальнейшее приведение национального законодательства по вопросам борьбы с коррупцией в соответствие с международными антикоррупционными документами.

Как сообщает пресс-служба Генпрокуратуры, соответствующее письмо направлено в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.

Одна из антикоррупционных мер, предложенных в документе - установление ограничений по выполнению бывшими государственными служащими работы в коммерческих и некоммерческих организациях. Данные нормы, к слову, содержатся в Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Международном кодексе поведения государственных должностных лиц и Модельном законе СНГ "О противодействии коррупции".

Генеральная прокуратура полагает, введение такой нормы обоснованным, поскольку она "предупреждает возникновение у государственных служащих желания вступать в неслужебные контакты с должностными лицами подведомственных (подконтрольных, поднадзорных и т.п.) организаций в целях последующего трудоустройства в эти организации".

"Установление таких ограничений не противоречит Конституции Республики Беларусь и Трудовому кодексу Республики Беларусь и соответствует интересам национальной безопасности, отвечает практике противодействия коррупции в других государствах и требованиям международных правовых актов", - говорится в сообщении.

Однако, как считают в прокуратуре, запрет на переход государственных служащих на работу в иные организации должен распространятся лишь на те организации, которые находились в сфере непосредственного влияния чиновника в период его государственной службы.

В связи с этим Генпрокуратура предлагает включить в Закон Республики Беларусь "О борьбе с коррупцией" отдельную статью, в части первой которой установить, что "гражданин, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи, в течение двух лет после прекращения государственной службы не вправе работать в коммерческих или некоммерческих организациях на должностях, связанных с выполнением организационно-распорядительных, административно-хозяйственных обязанностей и совершением юридически значимых действий, если в течение последнего года государственной службы в отношении этих организаций или их должностных лиц он принимал решения или участвовал в принятии таких решений, осуществлял функции надзора, контроля, дознания, следствия, правосудия либо иным образом при исполнении своих служебных полномочий оказывал непосредственное влияние на деятельность данных организаций и должностных лиц".

В части второй этой же статьи предлагается предусмотреть, что трудоустройство бывшего государственного служащего на вышеназванные должности в перечисленные коммерческие и некоммерческие организации допускается с согласия государственного органа по последнему месту службы бывшего государственного служащего, которое дается в порядке и по основаниям, предусмотренным законодательством.

"Указанные ограничения необходимо установить для всех категорий государственных служащих, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, работников органов финансовых расследований, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям", - говорится в сообщении пресс-службы.

Соответствующие ограничения следует включать в трудовые договоры с государственными служащими, а для государственных служащих, являющихся государственными должностными лицами, - также в письменное обязательство по соблюдению антикоррупционных ограничений.

На всех государственных служащих необходимо возложить обязанность при трудоустройстве в коммерческие и некоммерческие организации в течение двух лет после прекращения государственной службы сообщать новому нанимателю сведения о последнем месте государственной службы.

Одновременно для нанимателей, принимающих на работу гражданина в течение двух лет после прекращения им государственной службы, вводится в обязанность письменно сообщать об этом по его последнему месту государственной службы. В противном случае в отношении них могут быть применены меры административного воздействия.

При этом предлагается:

- установить административную ответственность бывших государственных служащих за трудоустройство в коммерческую или некоммерческую организацию без согласия государственного органа по их последнему месту государственной службы, когда получение такого согласия являлось обязательным;

- установить, что отказ государственного органа по последнему месту государственной службы бывшего государственного служащего

в даче согласия на его трудоустройство в конкретную организацию является основанием для отказа

в принятии на работу в эту организацию, а в случае, если бывший государственный служащий уже был принят на работу в эту организацию, – основанием для расторжения соответствующего трудового договора;

- установить, что отказ государственного органа в даче согласия на трудоустройство бывшего государственного служащего в конкретную организацию может быть обжалован бывшим государственным служащим в вышестоящий государственный орган или суд;

- обязать государственные органы по последнему месту службы бывшего государственного служащего проводить проверки поступившей информации о нарушении им установленных ограничений по трудоустройству после прекращения государственной службы и при выявлении нарушений направлять соответствующие материалы в государственные органы, имеющие право составлять протоколы об административных правонарушениях, либо органы, осуществляющие борьбу с коррупцией, для принятия иных мер реагирования;

- установить, что прокурор, государственные органы по последнему месту службы бывших государственных служащих и вышестоящие по отношению к ним государственные органы предъявляют иски о признании недействительными трудовых договоров, заключенных коммерческими и некоммерческими организациями с бывшими государственными служащими, в связи с нарушением предусмотренных законодательством для таких лиц ограничений по трудоустройству.

Существенное ограничение прав государственных служащих по трудоустройству после прекращения государственной службы, по мнению Генеральной прокуратуры, должно сопровождаться принятием дополнительных мер по повышению уровня оплаты их труда и социальной защищенности, стимулирующих эффективное исполнение ими служебных обязанностей и антикоррупционное поведение.

поделиться

Новости по теме

Новости партнёров